Ирина Верещук: Давайте прекратим рассказывать сказки нашим людям, потому что 500 тыс. рабочих мест создать невозможно


Опубликованно 30.08.2020 11:20

Ирина Верещук: Давайте прекратим рассказывать сказки нашим людям, потому что 500 тыс. рабочих мест создать невозможно

- Правительство прогнозирует падение экономики с 4% до 8% в 2020 году. Упадет экспорт – минус 10%, импорт – минус 14,5%, будет расширенный дефицит бюджета до 8% ВВП, безработица вырастет до 9,5%. Насколько угрожающими являются те цифры и к чему это приведет?

Верещук: Это приведет к еще большему углублению кризисных явлений в экономике, к еще большей безработице, к закрытию, возможно, целых кластеров в бизнес-среде и переориентации экономики. Но, кроме кризиса, это еще и возможности. Я была на заседании Кабмина, когда министр экономики презентовал план действий правительства. Однако кроме "обтекаемых" форм и лозунгов, ничего больше представлено не было. Мы слышали о защите украинского товаропроизводителя, об экономическом национализме – эти слова мы уже слышали. Пообещали через три дня новый план, более подробный, доработанный. Эти три дня истекают в понедельник. Очень ждем. Сегодня проходит стратегическая сессия (интервью вышло 29 мая, - ред.). Президент прибыл к правительству, и сейчас эти модели выхода из экономического кризиса будут представлены президенту. На что я надеялась и хотела услышать, однако до сих пор не услышала в этих моделях выхода из кризиса, потому что их должно быть несколько. Сейчас мы говорим о падении на 8%, но падение на самом деле глубже – 12%. Мы еще совсем недавно говорили, что будет создано 500 тыс. рабочих мест, и как ирония судьбы: конец мая – и минус 500 тыс. рабочих мест, то есть 500 тыс. безработных.

- Куда делись предыдущие обещания? Действительно ли есть стратегия, где найти эти рабочие места? Где найти людей, которые на них будут работать?

- Я видела презентацию, как правительство видит нахождение таких рабочих мест, в каких направлениях. Она меня не впечатлила. Я в это не верю, как не верила с самого начала. Давайте прекратим рассказывать сказки нашим людям. Давайте говорить о реальных шагах, которые люди будут понимать. И это будет доверие, синергия, в которой мы можем работать. Потому что 500 тыс. рабочих мест невозможно создать при любых условиях.

- А какая-то реакция на ваши замечания была?

- Кроме негативной, конечно, нет. Но я голосовала за это правительство, поддерживала премьера Шмыгаля, очень хочу, чтобы мы показали результат. Очень хочу, чтобы критика была конструктивной и не шла, как они думают, вразрез с позицией фракции, президента или Кабмина. Я хочу, чтобы критика была на благо нам всем. Если мы будем сейчас скрывать правду, а я являюсь частью команды, и реальность уже отрицательная, можно сказать...Это обязанность каждого депутата, который при власти или в оппозиции, – говорить правду. И эта правда медленно будет вырисовывать реальные решения. Что я хотела услышать и не услышала? Мы говорим: защитить нашего национального производителя. Начнем с аграриев. Мы – аграрная страна, аграрный сектор сейчас очень затребован, потому что есть хотят все. На полках супермаркетов мы видим кучу импортированных овощей и фруктов. Я понимаю крупные супермаркеты – им так намного легче. А где здесь наш аграрий? А наш аграрий выбрасывает морковь, картофель, потому что не может ее никуда сбыть, и мы это видим.

- А разве правительство может вмешаться в это и урегулировать?

- Оно должно это сделать. Правительство может ввести на период карантина и плюс два месяца импортную въездную пошлину. Это было сделано в период правления Кучмы, когда ввели пошлину и остановили засилье товаров. Например, 25% – это даже ВТО позволяет. Чтобы защитить наш аграрный сектор, мы должны поставить немного шлагбаум, и мы бы увидели, как за месяц изменилась бы ситуация.

- Вам объясняли, почему они на это не идут?

- Это выгодно крупному бизнесу, крупным супермаркетам, которые не хотят играть с нашим мелким фермерским хозяйством. Это выгодно тем, кто хочет зарабатывать миллионы и не хочет заниматься утомительной ежедневной работой. Мы не конкурентны, но мы свои, родные. Рынки были закрыты.

Теперь легкая промышленность. Наши люди изготовили сотни тысяч масок, защитных халатов – оказалось, что мы насытили рынок внутри, так откройте рынок на экспорт, есть заказ. Нет, мы говорим, что покупать товары у них уже не будем и не позволим продавать на экспорт. Тогда в чем защита украинского производителя? Мы сшили те халаты, мы хотим и можем их продать, почему мы не имеем такой возможности? И вот таких несколько точечных, но знаковых шагов решили бы ситуацию.

- Малому и среднему бизнесу надо помочь подняться. Но достижимы ли эти цели?

- Доступные кредиты – очень красиво, правильно звучит. Мы имеем кредитную программу: 5–7–9. Многие воспользовались доступностью такого кредита? Даже не 10% от суммы, которая зарезервирована в бюджете. Потому что невозможно, когда в банковской системе депозиты под 12–13%, а кредит под 10%. С чего тогда заработает банк? Неужели вы думаете, что они благотворительная организация, которая будет дотировать? Неужели вы думаете, что есть миллиарды в бюджете, которые будут дотировать такие доступные кредиты? Давайте не будем обманывать бизнес – бизнес нормально все понимает. Чтобы помочь бизнесу – ему не надо мешать. Казалось бы, простое: поставить подпись под постановлением Кабмина о передаче в аренду государственного и коммунального имущества. Местные советы сдают имущество – это налоги, это новые рабочие места. Лежит с декабря разработанный порядок в Кабмине. Сменился уже второй премьер – мы не можем добиться подписи под этим порядком. Так мы никогда не выйдем из заколдованного круга. "Мы поможем, регуляторная гильотина" – это будут только лозунги, а люди будут еще больше раздражаться, еще больше будет акций протеста. Люди имеют порог, а этот порог уже критический. Я это чувствую.

- Нам пишут: "Защитить своего производителя – это означает изготавливать те вещи, которые ввозят из Китая, а могут производить в Украине?".

- Да – импортозамещение.

- Почему этого не делается?

- Потому что эти, кто принимает решения о таких инструментах, думают следующим образом: а что же мне украинец принесет? А я создам фирму-прокладку и закуплю в Китае медоборудование с процентной надбавкой, которая в кеше ко мне придет. Вот мы и имеем: нам не надо стимулировать внутреннего производителя, потому что с него ничего не получаешь.

- Вопрос Галины из Днепра: "Будет ли отменен закон о люстрации?".

- Относительно закона о люстрации. Действительно, ЕСПЧ вынес решение, по которому указал Украине, что если мы не хотим платить миллиарды людям, которые теперь уже признаны незаконно уволенными, мы должны немедленно внести изменения в закон о люстрации. Я критиковала этот закон и продолжаю критиковать. Тогда это называли политической революционной целесообразностью. Решили свои проблемы: Порошенко нашел лазейку, чтобы назначать тех, кого ему было нужно, а остальных под одну гребенку, несмотря на то, видел он Януковича, не видел, на фотографии видел или по телевизору, поувольняли. Мы выхолостили нашу систему управления, наши реальные государственные сектора и должны признавать, что это была стратегическая ошибка власти. Новая власть тоже не должна заигрывать с новым уже законом о люстрации, в который мы внесем изменения. Надо четко сказать, что мы можем сделать: например, восстановить в правах, восстановить на работе, а что мы не можем. Например, выплатить за пять лет невыплаченную зарплату, потому что это сотни миллиардов, которых мы не имеем. Не мы принимали этот закон, но решить, сбалансировать, восстановить справедливость – люди нас поддерживают и поймут, потому что они знают, что не мы за это голосовали. Это моя позиция.

- Вы за программу правительства не будете голосовать, если она снова будет без конкретных цифр?

- Если мы посмотрим программу, то она предусматривает завуалировано поднятие тарифов. Я очень не хочу, чтобы власть сейчас снова пыталась сделать все, чтобы снова сказать: мы должны поднять. Говорят, что с первого июля будут поднимать тарифы на воду и водоотведение, электроэнергию. Я остро критикую Порошенко, потому что на пленках "Байден-Порошенко" он говорил, что МВФ требовал на 75% поднять, а мы даже на 100% подняли. Я видела, как это ударило по карману каждого украинца, как это загнало в долговую кабалу наш бюджет, потому что миллиарды, которые люди не могли платить, легли бременем на бюджет. Мы списываем те долги, а коммунальные предприятия, которые оказывали услуги, не могут выйти из банкротств. В меморандуме с МВФ пишется: поднять тарифы для населения. Я буду категорически против, потому что мы имеем ситуацию, на 100% похожую на ситуацию, которая была в 14-15 годах, если говорить о доходах. Доходы населения упали. Если на этом фоне поднять тарифы, то представляете, к чему это приведет?

- На сегодняшний день задолженность за жилищно-коммунальные услуги по Украине составляет 59 млрд гривен.

- Это будет просто банкротство коммунальной сферы.

- Это все делается потому, что мы имеем меморандум с МВФ?

- Нет. Теперь нам объясняют это так: мол, 90 коп за киловатт это очень мало. Это заниженная себестоимость, и мы должны поднять до рыночной. Нет, мы ничего не должны. Мы сначала должны навести порядок в "Нафтогазе". А это государство в государстве. А МВФ сейчас почему-то потребовал еще большей независимости НАК "Нафтогаза". Они хотят, чтобы мы отменили даже то слабое постановление, которое еще Гройсман принимал, чтобы хоть немного "Нафтогаз" был подотчетен украинскому народу через Кабмин. Нет, говорит МВФ, надо его сделать государством в государстве, вообще независимым сделать. Тогда где мы найдем те поступления? А как говорят специалисты, в НАК "Нафтогазе" есть дивиденды, невыплаченные. Там есть миллиарды, которые надо было бы вынуть и положить в казну, а не из кармана нас с вами. А если этих денег там нет, то спросить, за что такие зарплаты, по миллиону - два. Эти черные дыры позакрывать, и потом может и не надо будет к населению в карман залезать.

- Вопрос зрителя из г. Ромны: "Почему мы платим за транспортировку газа?"

- Уже шутят, что будет целая куча квитанций, отдельно за газ, отдельно за трубу, отдельно за транспортировку. За что еще надо заплатить, чтобы уже монополисты наелись? Я думаю, что сейчас Владимир Зеленский, наслушавшись советников, которые говорят, что МВФ - это панацея, хлопнет кулаком по столу и скажет, что уже достаточно. У нас огромные резервы - мы не можем добычу своего газа нарастить? Мы не можем найти для населения газ украинского производства? Тогда грош цена этим газодобывающим компаниям. Если они не могут, то у нас есть свои зарезервированные газовые месторождения. Что мешает их разрабатывать? У нас газа хватит еще на 300 лет. Если мы так в каждой отрасли, которая является стратегической для нас, не сядем и спокойно не посмотрим глазами украинца, а не россиянина, американца, всех финансово-промышленных групп, не тех коршунов, которые хотят уже последнее содрать - все станет на свои места.

- А на заседаниях фракции президент может хлопнуть кулаком?

- Может. Президент Зеленский - толерантный человек, но не без того. Я думаю, что у него лопается терпение.

- МВФ хочет от Украины пенсионную и медицинскую реформу, цены на газ и отопление - именно такие приоритеты прописаны в меморандуме с МВФ, за которые Украина должна получить 5 млрд долларов (не сразу). По данным "Страна.ua", меморандум содержит два десятка задач для Украины. Среди них проведение медицинской реформы - говорится о том, что пациенты должны оплачивать медицинские услуги. Украина должна создать стимулы для более продолжительной работы, то есть повышение пенсионного возраста. Упоминается также накопительная система пенсий, а по тарифам на газ, то с 1 июля текущего года тарифы для населения должны формироваться на рыночных условиях, а тарифы на отопление должны отражать реальные затраты. Что делать с этими "хотелками" МВФ, и почему они появляются именно сейчас? Кажется, ВР уже все сделала, что они хотели, а деньги так и не пришли.

- Да, и я этот вопрос также ставлю, уже теперь громко. Сначала я действительно надеялась, что мы партнеры. Я думала, что люди, которые стоят во главе таких крупных трансатлантических корпораций, работают на то, чтобы государство развивалось, а затем могло отдать долги. Я не могла быть причастной к разработке последнего меморандума, и, как выяснилось, моя коллега обратился с депутатским запросом к правительству, где попросила открыть тайну, кто же является от Украины переговорщиком и позволяет такие меморандумы? Почему мы видим конечный документ такой, а не иной? Неужели нет людей, патриотов своего государства, которые спокойно могут сказать: "Уважаемый МВФ, у нас есть национальные интересы, и если вы думаете, что вы можете так бесконтрольно, бездумно требовать полной независимости "Нафтогаза", повышения тарифов, то мы оставляем за собой право вас благодарить за сотрудничество и оставаться при своих интересах. И искать новые рынки сбыта, новые кредитные линии". Моей коллеге ответили, что это конфиденциальная информация, и мы не можем знать, кто от Украины уполномочен. Какая-то группа людей что-то подписала от Украины, а мы теперь должны все это выполнить, затянуть пояса. Но не будут люди, которые попали в "Форбс", затягивать пояса, им безразлично, какая будет цена, их интересует, как еще больше вытянуть из этого украинца. Теперь даже не к кому апеллировать. Я не могу назвать фамилии тех, кто допустил такие структурные меморандумы.

- Что вы как народный депутат от фракции "Слуги народа" можете сделать?

- Я не верю, что меморандум уже подписан, и эти требования мы уже взялись выполнять. Хотя подписывали и не такие меморандумы, хоть и не выполняли. 40% меморандумов были не выполнены. Но я не хочу, чтобы мы обманывали наших кредиторов. Мы же не какие-то скряги, мы должны работать искренне и говорить, что этого не будет никогда. Мы не можем себе позволить то, что могут другие государства, которые берут кредиты. Аргентина уже переживает девятый технический дефолт. Они заявили, что не могут выплатить по долгам. Я не говорю, что это хорошо, потому что быть мировым должником - это плохо. Мы тогда становимся недоговороспособными. Скажут, что мы не выполняем свои обязательства. Но мы сейчас в такой точке, мы или сейчас развернем ситуацию и объясним, что эти 5 млрд долл., которые обещает нам МВФ, не стоят тех меморандумов и тех перечней, которые они с нас будут вытаскивать, или будем дальше медленно на себе эту петлю затягивать.

- Чего ждать пенсионерам, тяжело больным, просто маме с детьми? Условия здесь МВФ ставит?

- Насколько я поняла, то, что я прочитала в СМИ, это может отличаться деталями в меморандуме, они предлагают вернуться к модели реформы госпожи Супрун. Следовательно, они говорят, что второй этап медицинской реформы не может быть пересмотрен, а должен продолжаться так, как это было заложено под председательством в. о. министра Супрун. И здесь у нас уже когнитивный диссонанс между тем, что говорит министр МОЗ Степанов, потому что мы уже заявили и президент заявил, что мы не можем продолжать такую реформу, мы должны ее остановить, проведя глубокий аудит, как мы можем двигаться дальше, и то, что можно, – исправить, финансирование, где надо, – обеспечить, сокращение – не допустить, и когда мы дойдем до финансирования 5% от ВВП, говорить о следующих шагах. К сожалению, МВФ говорит, что их это не интересует и мы должны продолжать реформу. Такая позиция удивляет.

- У нас есть вопросы по Вайберу: "То, что вы рассказываете, мы слышали от вас год назад. Год прошел, а жизнь народа ухудшилась. Сколько вы будете кормить нас своими реформами и своим поднятием экономики?", "По словам Ирины, кто-то, а не монобольшинство, должен отвечать за то, что Украина летит в пропасть. Кто эти "они" и кто допустил такую ситуацию?".

- Такую ситуацию допускаем все мы. Я сейчас говорю о монобольшинстве в парламенте, о правительстве, о президенте. У нас действительно есть власть в руках, номинальная или реальная – это наши проблемы. Можно было бы спрятаться, не рассказывать, скрывать правду от людей. Мы готовы не говорить об этом публично? Вернемся во времена Порошенко, когда ему просто пели "Осанна". Я так не готова. Может, придут другие, лучшие, давайте пойдем на выборы снова. Но ситуация не изменится от этого. Все 30 лет допустили такую ??ситуацию. Сотрудничество с МВФ у нас с 1992 года. Не было ни одного года, чтобы мы с ними не сотрудничали. Мы должны поставить точку и начать выходить из этого состояния.

- Вопрос из Мариуполя: "У меня есть государственный акт на землю, есть номер кадастрового номера. Но не занесен в Единый реестр. Мне сказали, что землю могут забрать, поэтому надо сделать новую съемку и заплатить за это 1500 грн. А пенсия у меня 1750. Что мне делать? Как можно жить на такую пенсию?".

- Это типичная ситуация, когда люди не знают, а местные дельцы их "разводят". То, что вас не внесли в реестр, никак не обязывает вас делать новый государственный акт. Обратитесь, мы сделаем запрос и вас внесут в реестр. А что касается пенсии, то давайте поймем одно: если мы не остановим вакханалию с государственным бюджетом, с теми черными дырами, которые у нас сегодня есть, с этими Фондами социального страхования (оказывается, что это не публичные средства, я в шоке от того, насколько мы в критическом состоянии), то ни о каком повышении пенсий не может идти речь – как бы вам ни обещали. Сейчас я не вижу оснований сказать, что правительство может в этой ситуации поднять пенсии. Но если взяться, посчитать, сделать перерасчет, обязательно индексацию, которая заложена в законе, то, конечно, это другая политика и другой подход.

- Сотрудничество с МВФ все же будет продолжено или нет?

- Посмотрим, насколько твердым будет в своей неуступчивости МВФ и насколько мы сможем отстаивать наши национальные интересы.

- Условия могут быть выгодными для нас?

- Могут быть. Надо просто разговаривать и объяснить, что есть красные линии, ниже которых мы не опускаемся.

- Как вы думаете, когда восстановится активная внешнеполитическая деятельность, какие вопросы должны быть приоритетными и что сейчас происходит? Одна из причин, почему международная политика нынче не в активной фазе, это Covid-19?

- В минском трехстороннем формате пока мы в скайп-режиме и пока нет каких-то существенных результатов. Дело в том, мы готовы идти на те договоренности, которые сейчас требует Россия, а мы не можем их обеспечить, а если можем, то как? Предстоит визит Ермака и Кулебы в Германию (встреча состоялась 2 июня, - ред.). Я надеюсь, что они смогут более предметно обсудить вопрос с немецкими партнерами по "нормандском формата" и мы сможем выйти на какую-то линию договоренностей. В "нормандском формате" встречаться ... Встреча ради встречи? Мы ничего не изменили с декабря 2019 года. Еще раз организовывать информационную волну, чтобы еще раз посидеть за общим столом, я не вижу смысла. Россия должна быть более конструктивной, имеет хотеть диалога.

- Спрашивают: как долго граждане Украины будут жить в кризисе?

- Коронавирус стал большим ускорителем истории. И сейчас мы или возьмем себя в руки, объединимся, сделаем на 2021 год определенные шаги, которые выведут нас из кризиса, или процесс станет настолько затяжным, что это просто станет нормой жизни. Мы должны выйти из этого состояния, потому что процессы очень обостряются. И не только в Украине, но и в мире. Никто не знает, что будет через год, но мы должны знать, что так, как было, не будет никогда.

 

 



Категория: Афиша*