Должен ли был Зеленский выполнять требования луцкого террориста и в чем просчитались спецслужбы. Интервью с полковником СБУ в отставке


Опубликованно 20.08.2020 00:15

Должен ли был Зеленский выполнять требования луцкого террориста и в чем просчитались спецслужбы. Интервью с полковником СБУ в отставке

Захват заложников 21 июля в Луцке запомнится украинцам не только как один из самых резонансных террористических актов за всю историю независимой Украины, но и как событие, после которого остается больше вопросов, чем ответов.

Профессионально ли сработали оперативники? Почему Максим Кривош (Плохой) выдвинул столь странные требования и так быстро сдался? Могло ли происходящее быть политическим пиаром отдельных лиц? Стоило ли президенту идти навстречу преступнику? И что дальше ждет луцкого "зоозащитника"?

Олег Стариков делится со 112.ua своим мнением на этот счет и пытается реконструировать историю, опираясь на свой опыт полковника СБУ в отставке.

Как вы оцениваете действия правоохранителей?

Главный вывод: система антитеррористических мероприятий, которая должна быть приведена в высшую степень готовности, не сработала и показала в регионах полный провал. До того, как приехал Аваков с первым зампредом, организационные мероприятия выполнялись очень плохо. Если террорист говорит, что у него есть взрывчатка, то ее нужно глушить сразу, пока еще не погибли люди, но этого сделано не было. С журналистами тоже работали плохо. Они правильно делают, что освещают ситуацию, но сама правоохранительная система должна делать все, чтобы террорист не узнал о том, что происходит вокруг него. Вопрос еще - почему операцию проводил Аваков, а не глава антитеррористического центра.

В СМИ ходит информация о том, что этот деятель якобы служил в полку "Азов". Поэтому главу МВД и отправили разбираться с якобы "своим" человеком.

Пока судить сложно. Есть еще версия, что Кузнецов (Геннадий, генерал-майор СБУ) не имел нужных знаний. Поэтому Аваков взял удар на себя и выиграл. Как обычно он выигрывает и в политических вопросах. Теории о том, что все это было им подстроено, я считаю лишь домыслами.

Когда оперативники наконец начали работать по планам, главной задачей стал выбор переговорщика. От него зависит 60-70% успеха. И здесь я уже начинаю хвалить. На местном уровне никого подходящего не оказалось. Хорошо, что правильно выбрали замначальника полиции, то есть генерала в центральном аппарате.

После этого проводится создание морально-психологического портрета. Все говорили о том, что он сумасшедший, лежал в психдиспансере, но потом эта информация быстро ушла. Во-первых, его это обидело. Во-вторых, прочитали быстро его книгу, написанную грамотно, без ошибок, да и вообще качественнее, чем пишут многие украинские писатели. К слову, данная книга - на русском языке. В Луцке на русском не говорят, да и в жизни преступник общается на украинском. Так что русскоязычная книга показала его большую любовь к матери - учительнице русского языка. Также они поняли, что Плохой - левый анархист. Представители полка "Азов", к слову, говорят, что они "правые", но фактически они "левые". Спокойный голос Плохого, который мы могли слышать на записи, говорил о том, что он человек не агрессивный, а убежденный. Осознав, что террорист - идейный человек, с ним стали действовать очень аккуратно. Переговорщик пошел на "убаюкивание".

Основная задача переговорщика - установить доверительные отношения. Сначала у него этого не получалось, Плохой даже открыл огонь. Потом группа -  психологи и психиатры, агентуристы - начали отрабатывать его сильные и слабые стороны. Плохой пишет в книге, что его били в СИЗО, но не сломали. Переговорщик, отталкиваясь от таких особенностей, вероятно, начал вести с ним диалог иначе. После этой отработки переговоры пошли на лад: удалось отнести заложникам воду. Плохой стал смотреть переговорщику в глаза, разговаривать, меньше бояться.

Правильно ли президент как лицо всей страны поступил, записывая видеоролик по требованию террориста?

Можно ли вести переговоры с террористами? Можно. И во всем мире они ведутся. Ведь главная задача защита страны - защита граждан. Оно должно обеспечить их право на жизнь. А из свободных граждан строится свободная страна.

Здесь вопрос действительно другой: выполнять ли их требования. Единое требование, которое Плохой выдвигал, не относилось к стандартным требованиям террористов. В основном они хотят даже не денег, а решения политических, религиозных вопросов, вопросов, касающихся территориальной целостности. А у него требования оказались мировоззренческо-гуманитарные. Он, хоть и уголовник, в своем городе Дубны у всех на хорошем счету. Он занимался охраной животных, требовал, чтобы их перестали травить, и даже добился того, чтобы горсовет начал выделять деньги на стерилизацию бездомных собак. Среди общины он пользовался авторитетом, что очень важно.

Когда Аваков увидел, что все идет к успеху, вероятно, позвонил Зеленскому и попросил записать этот ролик. А президент как гарант Конституции, прав человека, пошел на это, чтобы их выполнить. Сам Аваков мог бы выполнить второе требование Плохого и признаться в своем терроризме. Но проще было ограничиться заявлением президента. После изучения портрета стало понятно, что достаточно пойти на минимальные требования. И это сработало. Уже через десять минут Плохой сдался.

Некоторые эксперты говорят о том, что автобус просматривался, и указывают на просчет спецслужб. Якобы Плохого можно было ликвидировать при помощи снайперов.

"Задним числом", в спокойной обстановке, это анализировать просто. Откуда у них информация о том, достаточно ли было условий и возможностей для того, чтобы его уничтожить? Спецструктуры, конечно, анализировали такую возможность. Были установлены несколько снайперов, оружие было не только стрелковое. Однако в таком варианте могла быть большая вероятность гибели заложников.

Все деятели, которые кричат, что нельзя было президенту этого сделать, почему-то не приехали и не предложили себя в обмен на заложников. Один только Бутусов (Юрий, журналист, - ред.) согласился. Но зная, что он болен коронавирусом, его не пустили. Всех бы заразил.

Какую оценку по пятибалльной шкале вы поставите правоохранителям с учетом этого инцидента?

Работа МВД - отличная, работа СБУ - тройка с минусом. Кадровый состав службы нужно срочно менять.

К слову, если правоохранители теперь решат оторваться на Плохом - это будет неправильно. Он не опасный. Опаснее тот, кто минировал мост Метро. Никаких насильственных действий не было, никто не убит, не ранен. В соцсетях высказывают мнение о том, что он хотел попасть в тюрьму снова и после этой истории стать авторитетом. Но я не согласен. В зарубежной прессе происходящему дали хорошую характеристику - "зеленый терроризм".

Какой срок "светит" Плохому?

Скорее всего, ему дадут минимальный срок в 6-7 лет. Заложники пойдут в суд свидетелями и, думаю, не будут высказываться о нем негативно. Вероятно, они его внутренне поддерживали, потому что он вел внутренний диалог в автобусе и объяснял свои поступки. Многие из нас тоже выступают за защиту котиков-собачек. В суде Плохой скажет: я это сделал, потому что жалко животных. Хотел, чтобы люди посмотрели фильм. Судья растрогается, заплачет. Усугубить его ситуацию может только его собственное признание о том, что он хотел всех убить ради достижения цели.

Заложники действительно уже рассказывают о том, что террорист обращался с ними хорошо. А что же относительно пойманного сообщника?

Сообщнику предъявят незаконное хранение оружия - ничего серьезного ему, скорее всего, не грозит.

В тот день телефоны полиции разрывались от сообщений о минированиях. Они продолжают поступать и сейчас. Не видите ли вы в происходящем некой системы, скрытого смысла?

Активизировались люди с ПТСР. В таких ситуациях, да и с учетом того, что в стране очень напряженная обстановка, им сносит крышу. У большинства из нас есть посттравматический синдром. Мы понимаем, что он у нас есть, но никаких дополнительных прав это нам не дает. А некоторые люди думают, что могут решать судьбы мира. Конечно, их также "подгребают", мотивируют и используют в своих интересах различные "корпусы", поэтому нужно бить по организаторам.

Не приведет ли поступок президента к тому, что у Плохого появятся подражатели?

После данного инцидента необходимо жесткое индивидуальное общепрофилактическое мероприятие. Все дела бывших террористов - подняты. Тогда сумасшедшие притихнут. Нормальная профилактическая работа ведет к сокращению преступности на 50%.

Для того чтобы выявлять и предупреждать такие преступления, необходима оперативная составляющая Нацполиции. Деканоидзе (Хатия, руководитель Полицейской академии МВД Грузии, - ред.) вместе с Михеилом Саакашвили ее уничтожили, людей разогнали и направили в патрульно-постовую службу. Это сработало в Грузии, но Грузия - это пол Киева, а украинцев - 38 млн. Чтобы научить "опера", нужно как минимум 5 лет. В Украине набрали людей, которые профессионально непригодны. Только треть из них при зарплате в 2 тыс. долл. через 10 лет обретет необходимые знания. Но оперуполномоченные - это совершенно другое мировоззрение. Их нельзя набрать по объявлению, как и следователей. Если не изменить систему, подобные ситуации могут в дальнейшем заканчиваться не столь позитивно.

Беседовала Анна Пешкова



Категория: Афиша*