Замглавы ФГИУ Тарас Елейко: Маховик экономики начал свой ход, по итогам года перевыполним поступления от приватизации на 2,5 млрд грн


Опубликованно 18.08.2020 04:55

Замглавы ФГИУ Тарас Елейко: Маховик экономики начал свой ход, по итогам года перевыполним поступления от приватизации на 2,5 млрд грн

После аукциона, на котором отель "Днепр" был продан малоизвестной компании "Смартленд" за рекордную сумму 1,1 млрд грн, Фонд госимущества на несколько дней стал главным ньюсмейкером страны. Нынче только ленивый не обсуждает возможных конечных бенефициаров "Смартленд" и подробности торгов, проходивших в форме телешоу. Президент Владимир Зеленский в своем посте в соцсетях заявил, что "большая приватизация стартовала". После аукциона, на котором отель "Днепр" был продан малоизвестной компании "Смартленд" за рекордную сумму 1,1 млрд грн, Фонд госимущества на несколько дней стал главным ньюсмейкером страны. Нынче только ленивый не обсуждает возможных конечных бенефициаров "Смартленд" и подробности торгов, проходивших в форме телешоу. Президент Владимир Зеленский в своем посте в соцсетях заявил, что "большая приватизация стартовала".

По факту президент немного опередил события. Формально отель "Днепр" является объектом малой приватизации, а большая все еще заблокирована решением Верховной Рады, которое было принято в связи с Covid-19. Об этом, в частности, 112.ua говорил с заместителем главы Фонда госимущества Тарасом Елейко в рамках интервью, которое состоялось за несколько дней до аукциона по продаже "Днепра".

Елейко также рассказал 112.ua интересные подробности подготовки к продаже пакета других не менее заметных объектов малой приватизации - спиртзаводов. Мы поговорили о том, как лишенный финансирования на оплату услуг советников и оценщиков Фонд занимается приватизацией "Центрэнерго" и Одесского припортового завода и почему без изменений на уровне закона не подвинуть латифундистов, процветающих на государственных сельхозземлях. * * *

В конце минувшего года Верховная Рада поддержала поданный президентом законопроект № 2300, который предусматривает отмену госмонополии на производство спирта. Если поначалу планировалось, что его нормы вступят в силу уже с 1 января 2020 года, согласно поправкам ко второму чтению, они были перенесены на 1 июля. Что происходит сейчас, можно ли говорить о том, что процесс приватизации спиртовых заводов стартовал?

Приватизация спиртзаводов действительно началась – а именно был принят закон о демонополизации спиртовой отрасли, согласно которому с 1 июля 2020 года отменена государственная монополия на производство спирта, а с 1 июля 2021 года разрешается введение в эксплуатацию и предоставление разрешений на строительство новых спиртзаводов. Закон прописан таким образом, что производить спирт сейчас можно только на мощностях ГП "Укрспирт" и концерна "Укрспирт". То есть в течение года заниматься производством спирта смогут только те частные инвесторы, которые купили действующий спиртзавод. Они смогут делать это исключительно на этом предприятии.

Следует понимать, что спиртзаводы будут продаваться вместе с лицензией на производство спирта, верно?

По сути, лицензия остается на год. Это сделано для того, чтобы государство могло провести успешную приватизацию (производственных мощностей "Укрспирта", - ред.) и получить максимальную цену. Мы максимизируем стоимость активов, которые есть у государства, потому что, откровенно говоря, не все активы в хорошем состоянии. Если смотреть на всю отрасль – у нас суммарно есть 78 спиртзаводов. 41 спиртзавод входит в ГП "Укрспирт" и 37 концерна "Укрспирт". ГП "Укрспирт" - это были живые спиртзаводы, концерн "Укрспирт" - это те заводы, которые уже уходили в ликвидацию. Впрочем, не все спиртзаводы из тех, которые были переведены в госпредприятие, – работающие. Я думаю, что половина из них даже не будут рассматриваться как спиртзаводы, а будут использоваться в качестве производственных площадок, которые выгодно размещены в аграрных регионах. Многие из них имеют подведенные коммуникации: свет, газ, к некоторым даже подведены железнодорожные линии. В принципе для строительства на их базе тех же элеваторов – это хорошие площадки.

Какие именно из спиртзаводов вошли в первый эшелон на продажу и когда она непосредственно начнется?

На выполнение норм закона № 2300 Кабмин (в течение 3 месяцев после вступления закона в силу, а это произошло 14 декабря 2019 года, - ред.) должен был разработать программу реформирования и развития спиртовой отрасли. Правительство должно было утвердить этот документ и подать на утверждение Верховной Рады. Она должна предусматривать проведение инвентаризации всех имеющихся предприятий в концерне и ГП "Укрспирт", процедуру передачи проинвентаризованных активов в Фонд госимущества, разделение активов на группы. Эта программа закладывает основы приватизации спиртовой отрасли, в том числе и в части социальной составляющей. Там должны были быть четко описаны этапы приватизации спиртовой отрасли, дедлайны. Мы ожидаем, что программа будет утверждена в ближайшее время.

Параллельно с Министерством экономики мы проводим большую работу – на данный момент нам уже переданы предложения по приватизации 12 спиртзаводов из состава госпредприятия "Укрспирт", которые будут в первом эшелоне на продажу. По ним ГП уже провел инвентаризацию и оценку: то есть эти активы уже вполне готовы к приватизации. После утверждения программы мы максимально быстро выставим их на приватизацию.

А можете уточнить, подал ли уже Кабмин эту программу в Раду?

Насколько я знаю, МЭРТ уже подал ее на Кабмин. И в ближайшее время она должна быть утверждена (правительством, - ред). Заявки на приватизацию 12 предприятий, которые прошли инвентаризацию и будут включены в список на продажу, уже подаются.

Какие именно это предприятия – можете озвучить список?

В списке 12 предприятий. Он в ближайшее время появится у нас на сайте – это произойдет на следующей неделе (13-17 июля, - ред). Давайте уже когда список будет опубликован, вы с ним ознакомитесь. Я бы не хотел сейчас его озвучивать – я назову спиртзаводы, а потом окажется, что, возможно, там будут обнаружены какие-то запреты. Сейчас именно идет проверка для их включения в список приватизации.

В списке только заводы, которые специализируются на производстве пищевого спирта?

Смотрите, там есть разные предприятия. В "Укрспирте" есть предприятия которые специализируются на производстве пищевого спирта, есть производители технического спирта, биоэтанола.

Кстати, Немировский спиртзавод есть в этом списке?

Немировский… нужно уточнить. Я вижу в списке активы в Немировском районе…

Вы же знаете историю этого спиртзавода? Его директором был Степан Карлович Глусь, который выстроил одну из крупнейших водочных империй, продающих водку под торговой маркой Nemiroff. И хотя компания построила новый современный ликероводочный завод, спирт она традиционно брала исключительно Немировского спиртзавода. Поэтому за ним неофициально закрепилась слава первого спиртзавода, который контролировался частниками… Логично, что компания Nemiroff попытается именно этот спиртзавод приватизировать?

Смотрите (перебивает, - ред), все эти спиртзаводы являются государственными. Что там считается, не считается, я даже не буду комментировать, потому что наше, как Фонда, задание, и оно отраженно в программе правительства, – абсолютно прозрачно подготовить все спиртзаводы, раскрыть по ним всю информацию, необходимую инвесторам, и выставить их на аукцион. Кто на аукционе заплатит большую цену, тот и будет собственником спиртзавода.

Как будут обстоять дела с продажей спиртзаводов, которые остались в составе так и не ликвидированного концерна? Дела там давно были не очень. (Не считая того, что в законодательном поле большинство предприятий концерна банкроты с арестованным имуществом, часть из них продолжает работать и служить, по слухам, основными поставщиками левого спирта на рынок. В октябре 2017 года пятый по счету глава ГП "Укрспирт" Юрий Лучечко после Революции достоинства рассказывал 112.ua о нападении на главу ликвидационной комиссии (курирует вопросы ликвидации концерна "Укрспирт". Имеет право назначать руководителей предприятий, контролирует финансовые отчеты). В день рождения ему проломили битой голову. Он вступил в борьбу за предприятия, над которыми государство потеряло контроль, сообщил тогда Лучечко.

Он также рассказал историю с захватом Угерского спиртзавода. Там было 80 "титушек" в камуфляжах, три автобуса. Светошумовые гранаты людям под ноги бросали. Только когда депутаты от группы "Львовщина" с трибуны Верховной Рады начали требовать вмешательства министра МВД Арсена Авакова и Хатии Деканоидзе (на тот момент председатель Нацполиции, - ред.), туда приехала Нацгвардия. И только когда расставили снайперов, тогда "титушки" уехали с завода. А по закону это не рейдерство, нет такого слова, это препятствование законной хозяйственной деятельности, говорил глава ГП "Укрспирт", - ред.).

Скажу вам честно, мы сейчас сосредоточились на предприятиях госпредприятия "Укрспирт". У них есть деньги на то, чтобы провести инвентаризацию, поставить на баланс все активы, сделать оценку, чем они сейчас и занимаются. Госпредприятие дает нам хорошо подготовленные к приватизации объекты. С концерном действительно ситуация сложнее. Там есть опять-таки финансовые вопросы. К заводам концерна мы будем переходить уже тогда, когда запустим нормальные приватизационные процессы с заводами госпредприятия.

В середине июня Верховная Рада очередной раз отправила на доработку и подготовку к повторному первому чтению проект закона № 3356 об обязательном использовании жидкого биотоплива (биокомпонентов) в транспортной отрасли. Это не первый случай отклонения инициативы, которая, по словам участников рынка, могла бы значительно повысить привлекательность спиртзаводов для инвесторов – они имели бы гарантированный рынок сбыта производимой продукции. Как считаете, это снизило потенциал предприятий, которые могли бы быть проданы?

Я бы не сказал, что это снижает потенциал. Сейчас производство спирта находится в государственной монополии. Когда это направление перейдет в частные руки. Мы же видим, что и сейчас заправки сами (без обязательной нормы) продают бензин с биоэтанолом и этот продукт пользуется достаточно большим спросом.

Что так много заправок продает? По моим наблюдениям, две сети АЗС, которые имеют договоры с предприятиями "Укрспирта".

Демонополизация спиртовой отрасли ничего не изменит – спрос на биоэтанол как есть, так и сохранится. Тут вопрос снова-таки качества продукции и работы с сетями, с маркетингом. В конце концов, этот рынок очень активно развивается. Конечно, если государство скажет, что какая-то доля биоэтанола должна добавляться в обязательном порядке, то, наверное, спрос существенно вырастет на спиртзаводы. Но сказать, что это какая-то критическая проблема, я ее такой не вижу. Мы продаем производственные мощности, на которых биоэтанол можно будет производить в будущем, когда, не исключено, государство таки придет к норме о его обязательном содержании.

Принцип выставления на продажу спиртзаводов блоками (как нынешних 12) сохранится?

Да. Мы будем действовать именно так – взяли несколько заводов: подготовили – передали на приватизацию. Затем берем следующие. Сразу выставить 70 предприятий и продать - это, конечно же, малореально. Спиртзаводы будут продаваться в категории малой приватизации.

Согласно какой логике и по каким алгоритмам формируются кластеры предприятий, которые передаются на продажу?

По мере их подготовки ГП "Укрспирт" проводит инвентаризацию этих активов, делает оценку. Предприятия, по которым это сделано, – передаются на приватизацию. По одним предприятиям такие процессы идут дольше, по другим быстрее.

Таким образом, ГП "Укрспирт" решает, какие заводы и в каком порядке передавать на приватизацию?

Именно.

И вы не влияете на этот процесс?

Слушайте, нам передают объекты для приватизации, которые готовит госпредприятие "Укрспирт" совместно с МЭРТ. Какие объекты нам подали – те мы и передаем на продажу. Я думаю, что за них развернется серьезная конкурентная борьба.

А на чем основываются ваши ожидания конкуренции за спиртзаводы?

Мы прекрасно понимаем, что спиртовая отрасль – достаточно крупная, с большими объемами производства. Она была монополизирована государством. При демонополизации таких отраслей всегда возникает достаточно активная конкуренция за активы.

Но каким образом она в Украине может возникнуть? У нас четыре крупных производителя ликероводочных изделий и ни одного иностранного инвестора в этой отрасли. Потребление водки каждый год сокращается, как и экспорт. Рынок России, который был одним из крупнейших для сбыта горилки, практически потерян… 112.ua подробно описывал проблему в материале "Похоже власти распробовали спирт" еще в 2017 году.

Смотрите, есть пищевой спирт. Но есть медицинский спирт, технический спирт, и на эту продукцию также есть спрос.

Вы же понимаете, что и медицинский, и технический спирт - это сырье для нишевой, востребованной часто в одном регионе продукции…

Так мы и говорим, что спиртзаводы – не гиганты. Это же не объекты размера Одесского припортового завода. Это небольшие предприятия, нишевые. Они имеют собственную сырьевую базу из которой могут производить спирт, который новый собственник по собственному усмотрению будет или экспортировать, или продавать в Украине.

Смотрите, я ни в чем не обвиняю ни вас, ни ФГИУ. Я хорошо знакома с темой и не могу согласиться с вашими утверждениями о том, что на спиртзаводы будет большой спрос. Мы давно понимаем, что даже те четыре крупных производителя водки, которые все еще есть в Украине, они заинтересованы не выкупать старые предприятия, взваливая на себя ко всему же солидное бремя социальных обязанностей, а строить новые мощности – с нуля. Так что в самом лучшем случае – они перестрахуются и, возможно, сейчас купят по одному предприятию. Это четыре! А что делать с остальными?

Время покажет! Задача ФГИУ - прозрачно вывести предприятия на приватизацию.

Это ясно! Просто вы утверждали, что верите в конкуренцию и что она будет за предприятия. И я в ответ изложила свои аргументы.

Я верю, что конкуренция будет!

Верю, что будут пользоваться спросом предприятия, которые производят биоэтанол, медицинский, технический спирт. Считаю, что найдет интересантов спирт, который используется в спиртосодержащих напитках. И я надеюсь, что в целом процесс приватизации спиртовой отрасли станет точкой старта, которая позволит вырасти новым производителям алкогольной продукции, в том числе продукции с содержанием алкоголя в Украине. Я думаю, что можно ожидать появления новых игроков, потому что правила станут прозрачными. А именно это приводит к появлению новых игроков, усилению конкуренции. Думаю, что вы это знаете лучше, чем кто-либо.

Решающими факторами останутся спрос и рынок. И тут нельзя не учитывать высокий акциз, налоговую политику в отношении алкогольной отрасли. К тому же мы знаем, как непросто зайти в крупные сети, занять выгодные места на полке, подвинув тяжеловесов отрасли новым игрокам… Не так просто начать алкогольный бизнес в Украине, будем честны.

Но главное - правила будут прозрачными для всех.

Это правила покупки спиртзаводов будут прозрачными! А я говорю о том, что не так уж просто будет продать произведенную на них продукцию, особенно новым игрокам!

Правильно. Но будет снята очень важная преграда – необходимость работать с государственной монополией на сырье. Каждый сможет активно работать. Даже если появится небольшой (региональный) производитель, который удешевит продукцию, в частности за счет побочных продуктов, благодаря наличию собственной сырьевой базы, он тут же получит конкурентные преимущества перед крупными игроками, которые привыкли работать, так как сейчас работают с государством.

Есть ли в ваших планах проведение road-show, чтобы, возможно, привлечь к спиртовым активам иностранных инвесторов?

Конечно! Как только мы официально включим предприятия в список приватизации, начнется процесс их подготовки к непосредственной продаже. В ее рамках мы будем проводить масштабные мероприятия, в том числе и road-show, PR-активности совместно с МЭРТ, чтобы привлечь интерес как можно более широкого круга иностранных инвесторов к этим активам.

А не опоздали ли в целом с процессом? Я так понимаю, он должен был с 1 июля стартовать.

Ну, мы ждем программу правительства. Через месяц уже будем объявлять первые аукционы.

То есть с 1 августа, верно?

Нет, через месяц после утверждения программы правительства. Через месяц-полтора.

А есть задания уже какие-то ключевые, сколько спиртзаводов должно быть продано до конца года, какая сумма от их продажи должна быть привлечена в бюджет?

Это все будет определять программа реформирования и развития спиртовой отрасли, которую должен утвердить Кабмин. Наше задание (ФГИУ) - провести прозрачную приватизацию, предоставив инвесторам на сайте и в виртуальных комнатах данных всю необходимую информацию и документы. И очень хорошо, что есть PROZORRO как инструмент для проведения прозрачных аукционов. Мы даже не будем видеть, кто в них будет принимать участие. Мы будем видеть участников, ровно таким же образом, как их будете видеть вы или кто-либо, кто пройдет по ссылке.

Давайте тогда перейдем к не менее болезненному активу "Центрэнерго". После длившихся более полугода сражений ФГИУ все-таки удалось сменить руководителя. На предприятие зашел и. о. гендиректора компании Александр Корчинский. Владимир Потапенко, которого Игорь Коломойский в интервью "Цензор.нет" называл "понятным человеком", был вынужден оставить место…

Действительно "Центрэнерго" - актив очень сложный. Непосредственно на данный момент на "Центрэнерго" за 2019 год убытки составили почти 2 млрд грн, если быть точным - 1,98 млрд грн. Действительно, было изменено руководство. Одним из заданий нового руководителя на данный момент является полное погашение задолженности и стабилизация компании, вывод ее в прибыльную площадь. Основная причина, по которой "Центрэнерго" передано во ФГИУ, – это подготовка к приватизации. Но, конечно, приватизировать компанию с такими убытками будет непросто. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы хороший актив был продан с дисконтом.

Сложно было изменить руководителя?

Думаю, вы сами прекрасно видели.

В апреле президент Владимир Зеленский заверил, что госкомпания будет передана на приватизацию. Дмитрий Сенниченко на брифинге 19 июня заявил, что приватизация планируется на второй квартал 2021 года. Сообщалось о подписании приказа о создании конкурсной комиссии для определения советника по приватизации "Центрэнерго". Какой тайминг реалистичен сейчас?

Я думаю, что глава (Дмитрий Сенниченко) сказал абсолютно верно. По этапам подготовки мы видим, что выходим с приватизацией "Центрэнерго" на 2021 год, и это абсолютно реальные сроки.

Советник до сих пор не определен?

Процесс идет.

А комиссия по выбору советника хотя бы уже сформирована?

Процесс идет. Дело в том, что у нас есть закон в связи с Covid-19, который неоднозначно трактуется, что создает препятствия, в том числе и для этого процесса. Мы надеемся, что в ближайшее время в этот закон будут внесены изменения.

Периодически муссируется идея о присоединении к "Центрэнерго" госшахт и продажи компании как вертикально интегрированной. Одни эксперты, с которыми мы это обговаривали, в восторге от идеи, другие говорят, что это не лучшая мысль, учитывая, что сами госшахты в серьезных убытках. К тому же себестоимость производства на них достаточно высока, что подтверждается тем фактом, что собственник частных шахт ДТЭК смог предложить "Центрэнерго" покупать у них уголь на 20% ниже, чем цена, что они сейчас платят государственным угольным предприятиям, и почти на 10% ниже, чем они платят за газ. С учетом этого, как считаете, есть ли смысл присоединять шахты к "Центрэнерго"?

Я думаю, что этот вопрос комплексный и сложный. Шахты - это не только экономическая составляющая и высокая себестоимость добытого угля. Это и большая социальная составляющая. Также не стоит забывать, что на "Центрэнерго" работает 6740 сотрудников, и вместе с семьями это 17 тысяч человек, которые зависят от этого предприятия. Поэтому вокруг этого вопроса (присоединения шахт) идут достаточно глубокие дискуссии, ведется работа над этим вопросом, в том числе возможности такого варианта.

То есть модель не отброшена, она изучается?

Да, она изучается. Просчитываются различные варианты, потому что, как я и говорил, имеет место не только экономика, но и в большой мере социальная составляющая.

Вы говорите, что перед новым директором поставлена задача вывести предприятие в прибыль, уже есть понимание, что для этого нужно сделать, или он сам должен дать предложения?

Как я понимаю, сейчас как раз проводятся мероприятия в отношении наработки разных вариантов. Его же только назначили. (В интервью "Интерфакс-Украина" Александр Корчинский сообщил, что "Центрэнерго" планирует привлечь 1,3 млрд грн кредитных средств у государственных банков для закупки топлива, - ред).

Кстати, они продолжают работать на газе?

Сейчас смешанная система работы – используется и газ, и уголь. Газ компания покупает у "Нафтогаза".

Какие сложности в приватизации "Центрэнерго" вы бы выделили?

Во-первых, действительно нужно навести порядок с финансами в компании. Во-вторых, выбрать профессионального незаангажированного советника, который подготовит этот проект к приватизации. Если эти два этапа будут выполнены, при наличии политической воли, а она есть, вопрос приватизации сдвинется с места.

Раньше к "Центрэнерго" вроде как американцы проявляли интерес. (В ноябре 2018 года одна из ТЭС "Центрэнерго" - Трипольская - даже была включена в программу визита в Украину министра энергетики США Рика Перри: он лично посетил ее 10 ноября 2018 года. Журналистам на станции он говорил о заинтересованности США в сотрудничестве с Украиной в энергетической сфере и размыто намекнул на заинтересованности американских компаний в приходе в сектор в стране. Все эти изображения подобия приватизационного процесса служили прежней власти хорошей ширмой: до конца срока пребывания Порошенко на посту президента "Центрэнерго" оставалась в сфере влияния его ближайшего соратника Игоря Кононенко, - ред.).

Действительно, мы знаем, что одна попытка приватизации "Центрэнерго" уже предпринималась. Советником был выбран Ernst&Young, но стартовая цена была утверждена довольно высокой, насколько я знаю. С этой приватизацией были проблемы. Советник до сих пор судится с ФГИУ. Мы постараемся учесть все ошибки, которые тогда были допущены. Постараемся сделать все возможное, чтобы не было ситуации, когда будет объявлен конкурс и не найдется желающих принять в нем участие. Все это будет учтено, и я надеюсь, в 2021 году мы приватизируем этот объект.

Проблем со стороны миноритарных акционеров "Центрэнерго", среди которых есть и небезызвестный нам олигарх Игорь Валерьевич Коломойский, не ожидаете?

Тут нет проблем. Потому что на приватизацию выставляется государственный контрольный пакет акций. И я не вижу проблем.

Понятно ли уже, когда на продажу будут выставлены государственные пакеты акций в облэнерго? Кстати, не могу не спросить, следите ли вы за ситуацией на "Донбассэнерго", в котором ФГИУ принадлежит 25% + 1 акция?

Я не отслеживал для себя этот вопрос. Не успеваю. Но опять же этот пакет не стоит в числе первых, которые могут быть выставлены на приватизацию. Нам необходимо внести серьезные законодательные изменения, потому что нынче ситуация такова, что он должен продаваться по номинальной стоимости. Изменения в закон позволят нам выставить этот пакет на приватизацию по оценочной стоимости.

А пакеты остальных облэнерго когда пойдут? Закон, блокирующий большую приватизацию из-за Covid-19, тут также преграда?

С пакетами облэнерго ситуация такова: у ФГИУ есть пакеты в шести облэнерго. И в отношении них вопрос Covid-19 не настолько критичен, как вопрос нашей синхронизации с НКРЭКУ в отношении введения RАB-тарифа. Потому что только при этом условии, мы понимаем, могут быть конкурентные рыночные торги. Без RAB история показывает, что круг инвесторов, заинтересованных входить в облэнерго, будет достаточно ограниченным. А наше задание - все-таки провести конкурентную, прозрачную приватизацию, что без RAB будет маловероятно. Мы хотим синхронизироваться, чтобы приватизация была синхронизирована с введением RAB, и тогда это действительно будет большая, хорошая победа для всей Украины.

Рассматриваются разные подходы к ставкам доходности на старую и новую базы активов, какой подход больше подходит облэнерго, в которых ФГИУ имеет акции?

Этот вопрос нужно изучать. У нас есть разные облэнерго, в разном состоянии. Но мы хотим, чтобы приватизация пакетов облэнерго - и это ключевой момент - проходила тогда, когда будут четко определены RAB-тарифы. Потому что инвесторы имеют особенность: когда они имеют зону неопределенности, они ее закладывают в цену, и это всегда дисконт. Нужна определенность с RAB, и тогда будет четко сформирована цена за каждый пакет этих облэнерго абсолютно рыночная. Худшее, что мы можем сделать, - объявить аукцион, пока есть зона неопределенности, поскольку это приведет к дисконтированию цен активов.

Как в целом ситуация с Covid-19 и карантин влияют на приватизационные процессы?

Влияет очень интересно. Если говорить о большой приватизации – Верховная Рада приняла закон, которым запретила приватизацию крупных объектов на период карантина. По малой приватизации в принципе мы можем продавать любые объекты. Если говорить о малой приватизации, а это объекты, балансовая стоимость которых по стандартам украинского бухгалтерского учета не превышает 250 млн грн. В этой категории часто встречаются небольшие магазины, бани, конторы, клубы, небольшие базы отдыха. Но есть и крупные активы, которые формально все равно отнесены к объектам малой приватизации – например, отель "Днепр".

По малой приватизации было принято очень грамотное решение. В период, когда начался максимальный карантин (был остановлен транспорт), все ушли на дистанционную работу, мы понимали, что искать инвесторов на сложные активы в таких условиях будет непросто. Поэтому на этот период (максимальных ограничений) мы остановили приватизацию государственных предприятий, но максимально бросили все силы на мелкие, простые объекты недвижимости – магазинчики, базы отдыха. И это было оправдано. Всегда в кризис у людей возникает стремление сохранить свои вложения. И это стремление инвестировать в то, что им понятно, наблюдалось и во время кризиса 2008-2009 гг., и во время кризиса в 2014 году. И это повторилось и в Сovid-19. И мы увидели буквально огромный спрос на такие объекты, причем цены по некоторым из них вырастали выше рыночных, что нас самих удивляло. За один объект торговались 10-15 участников. Продажа шла очень активно. Но после снятия строгих карантинных ограничений спрос несколько снизился. Люди успокоились: поняли, что банковская система устояла.

В этот момент мы отпустили крупные объекты малой приватизации. Транспорт начал курсировать, и мы поняли, что для инвесторов уже не составляет проблемы посещение тех или иных объектов. Первый аукцион на такой объект – это отель "Днепр". Дальше пойдет отель "Славянский". Будет достаточно большой список предприятий. В том числе и с учетом предприятий "Укрспирт". Мы видим, что все – рынок ожил, все работают. Маховик экономики начал свой ход, и можно ожидать большого спроса на государственные предприятия, особенно с учетом того, что по ним доступна вся информация (на сайте privatization.gov.ua). Мы сейчас просим правительство увеличить нам план поступлений от приватизации до 2,5 млрд грн: понимаем, что мы их сделаем.

Если вы говорите, что наблюдается такое оживление, что должно стать основанием для отмены запрета на большую приватизацию?

Мы просим Верховную Раду отменить введенный запрет. Мы обращались к депутатам с такой просьбой. У нас есть еще одна проблема помимо этого, и она затрагивает не только большую, но и малую приватизацию – нас полностью лишили финансирования на подготовку объектов. Решение было принято при утверждении секвестра бюджета (в марте). У нас забрали все средства на советников, по большому числу объектов малой приватизации предусмотренные затраты на оценщиков. В целом, это небольшая сумма – около 50 млн грн, которые реально не позволяют нам сделать огромный скачок для увеличения поступлений в бюджет.

Какая именно работа остановилась из-за отсутствия этой, по сути, копеечной суммы?

Мы не платим советникам. Мы не можем им платить. Это по большой приватизации. Что касается малой приватизации, у нас нет средств на подготовку технических паспортов, и не можем делать оценок объектов. (Собеседник уточнил, что в отношении спиртзаводов такая работа проводится за средства "Укрспирта", - ред.), а вот по другим объектам есть проблема – особенно по объектам отдельного имущества.

И что с этим делать?

Мы обратились в Министерство финансов, и кажется, мы нашли общий язык в отношении того, чтобы нам выделили средства.

Какие предприятия выключил из процесса "коронавирусный" закон?

Это крупные предприятия, для которых уже были выбраны советники. Объединенная горно-химическая компания, которая уже почти готова к приватизации, "Элетротяжмаш", ОПЗ, "Президент-отель" и шахта "Краснолиманская".

ОПЗ тоже в списке финалистов к приватизации? Довольно неожиданно!

Да, с предприятием активно работает советник.

А как же долг Фирташу?

Смотрите, этот объект очень сложный. И действительно имеет большие долги. Но в отношении него одним из основных заданий советника является нахождение оптимальной формулы, которая позволит успешно приватизировать это предприятие. Также советник должен предложить решение в отношении долгов. С предприятием работает американская компания Pericles Global Advisory - это небольшая компания, которая специализируется на работе с "проблемными" активами. В связи с нашей ситуацией мы и им (советнику по продаже ОПЗ) платить не можем. Поэтому там работа также приостановилась.

Какую работу ведет ФГИУ в контексте подготовки к рынку земли?

Фонд ведет работу в этом направлении и причем достаточно большую. Нам передали сейчас на приватизацию достаточно большое число аграрных предприятий. Это больше 100 государственных предприятий. Но у них всех есть общая проблематика. Среди них есть предприятия с достаточно большими земельными банками 30-40 тыс. га, но им земля принадлежит на основании права постоянного пользования государственного предприятия. К сожалению, по действующему законодательству, госпредприятие, имеющее с/х земли на правах постоянного пользования, не может продать землю. При приватизации мы продаем не землю, а исключительно имущество предприятия. Вы представляете, чем владеют такие предприятия? Это, как правило зернохранилище, элеватор, контора, какая-то не новая сельхозтехника, и далеко не John Deere.

И кому все это добро нужно?

Все верно. И это сейчас главная проблема приватизации государственных сельхозпредприятий. Сейчас в комитете Николая Сольского нарабатывается закон в отношении обеспечения прав работников государственных сельхозпредприятий, учреждений, организаций на получение земельного участка/пая № 3012-2 от 29.05.2020, которым будет четко установлено, что при приватизации государственных предприятий, которые имеют землю в постоянном пользовании, земля делится на три блока. Один из них распаевывается между работниками. Из второго нарезаются наделы участникам АТО. Третий блок – это земля, на которую оформляется аренда, и ее права можно приобрести вместе с имуществом предприятия. Если этот законопроект будет принят, инвесторы при покупке государственных сельхозпредприятий смогут получить не только имущество, но и право на аренду земли. Без этого – мы продаем имущество, земля возвращается государству. И даже неясно, кто становится собственником земли в этом случае, на чей баланс она должна быть передана? Законодательно это не урегулировано.

Стоит отметить, что в случае с государственными аграрными предприятиями социальные вопросы стоят очень остро. Если земли колхозов распаевали, то в совхозах землю работникам не дали. И сейчас люди говорят: чем мы хуже? В соседнем селе родные работали в колхозе, получили землю, а мы в совхозе нет. Чем мы хуже? Пример - Пуща-Водица, которая имеет землю и в черте Киева. И там сотрудникам не дали ни кусочка земли. Представляете, что там происходит?

Как только закон снимет эти вопросы, можно начинать приватизационные процессы.

У бывших работников совхозов, которые претендуют на землю, которая сейчас есть в составе государственных аграрных предприятий, есть с чем обращаться в суды?

У них есть обоснования, исходя из норм Земельного кодекса. И, насколько я знаю, ряд таких судебных процессов уже имеет место.

ФГИУ много лет добивался изменений в законы, регулирующие приватизационные процессы. Предшественники в Фонде неоднократно именно отсутствием правильных законов объясняли отсутствие приватизационной активности. Что теперь – все принято? Больше ничего не нужно менять?

Нужно! Мы наработали комплексный закон об изменениях к закону о приватизации государственного и коммунального имущества, который уже представили Совету реформ. Он изменяет более 20 разных законов, в том числе фундаментально меняет закон о приватизации, который должен существенно упростить и процесс подготовки. Этот закон должен дать нам намного больше рычагов для выведения предприятий на приватизацию. В частности, сейчас у нас есть проблема, к примеру, когда на объектах есть запрет судов на приватизацию или арест и мы не можем приватизировать (как тут не вспомнить спиртзаводы концерна, - ред). Хотя мы понимаем, что частный собственник может намного быстрее эти запреты снять, отбиться в судах и отстоять свою позицию. Законом предусмотрено, что мы можем передавать на приватизацию такие объекты.

Беседовала Елена Голубева



Категория: Афиша*