Декан юрфака КНУ им. Т. Шевченко Иван Гриценко: Об обысках, обучении во время пандемии и возможной реорганизации факультета
Опубликованно 25.06.2020 19:55
4 июня в Красном корпусе Киевского национального университета им. Тараса Шевченко почти 15 часов продолжались обыски. Правоохранители проводили следственные действия в нескольких помещениях университета. СМИ, социальные сети и телеграм-каналы пестрели громкими заголовками и сообщали сенсационные инсайды о задержании первых лиц. Декан юрфака Иван Гриценко согласился на интервью, в котором рассказал о ситуации на факультете и изложил свое видение причин этих резонансных событий.
4 июня в Красном корпусе Киевского национального университета им. Тараса Шевченко почти 15 часов продолжались обыски. Правоохранители проводили следственные действия в нескольких помещениях университета. СМИ, социальные сети и телеграм-каналы пестрели громкими заголовками и сообщали сенсационные инсайды о задержании первых лиц. Декан юрфака Иван Гриценко согласился на интервью, в котором рассказал о ситуации на факультете и изложил свое видение причин этих резонансных событий.
- Сколько лет вы возглавляете юрфак? Как давно вы работаете в университете?
- С октября 2007 года стал исполняющим обязанности, а с декабря 2008 года – деканом факультета. Счастливая судьба связала меня с университетом в 1974 году, когда стал студентом родной альма-матер. После завершения аспирантуры, с 22 февраля 1983 года, работаю преподавателем университета.
- Каким юрфак был 12 лет назад, и какой он сейчас?
- На всю жизнь запомнил цифру: по состоянию на октябрь 2007 года 48,7% преподавателей юрфака не имели ученой степени. Когда меня назначили, на факультете было всего 6 докторов наук. Из-за этого мы не могли обеспечить лекторами с ученой степенью даже собственный факультет, о других и говорить нечего. Еще одной проблемой был возраст. Преподаватели юрфака были старейшими в университете. В подготовке юристов Киевский университет тогда проигрывал конкуренцию университетам Харькова, Одессы, Львова. Фактически отсутствовало международное сотрудничество.
В настоящее время 100% преподавателей профильных кафедр имеют ученую степень. Было 6 докторов юридических наук — сегодня их 74. Для сравнения, это больше чем у Могилянки на всех факультетах вместе взятых. Коллектив обновился и омолодился. Есть доктора наук, которым до 35 лет. Вместо восьми кафедр стало пятнадцать, созданы центры изучения права иностранных стран. Такого развития не имеет ни один другой факультет нашего университета и страны. Хочу отметить, что ректор университета всегда поддерживал юридический факультет. Без его поддержки качественные изменения были бы просто невозможны.
- Какие шаги вы для этого сделали?
- Когда Массачусетский технологический институт впервые обошел в международном рейтинге Гарвард и Кембридж, на вопрос, как это удалось, президент MTИ ответил про свой принцип менеджера — все лучшие должны работать у нас. Мне этот принцип очень понравился. Потому что раньше было несколько консервативно: преподавать должны только свои выпускники. Я пригласил к нам многих молодых преподавателей из разных городов. Также ставка на собственную молодежь себя оправдала. Но это не все, потому что университет — это также и студенты. Факультет делает все для того, чтобы у нас учились лучшие студенты.
Мы стали искать не только умных, но и мотивированных детей. Заимствовали опыт немецких университетов и основали в 2014 году Университет юных правоведов. Как в Украине традиционно работают с выпускниками школ? Устраивают дни открытых дверей. Это часто формальное мероприятие, на которое родителей приходит больше, чем выпускников школ. Мы стали работать с детьми, начиная с шестого класса, хотя у нас никогда не было проблем с конкурсом. Бесплатно приглашаем школьников со всей Украины на лекции по праву. Полный интерактив и все по-взрослому: у них есть студенческие, они получают дипломы за каждый год обучения. Дети из почти 500 школ зарегистрировались и сейчас учатся в Университете юных правоведов. Они не будут иметь преференций при поступлении, но обретут нечто более ценное — знание.
Мы достигли понимания того, что нам недостаточно просто набора студентов, нам нужен качественный набор. Эти дети мотивированы и целенаправленно идут к профессии своей мечты еще со средней школы. Пройдет еще несколько лет, и я надеюсь, что основной набор мы будем делать именно из выпускников Университета юных правоведов. Кстати, Университет юных правоведов был создан силами наших молодых энтузиастов — магистров, аспирантов, молодых преподавателей. За это я им очень благодарен.
- В продолжение социальной темы. Исторически юрфак КНУ считался местом обучения для детей украинской элиты. Стал ли он сегодня доступнее?
- До ВНО была общая для всех проблема — субъективный человеческий фактор на вступительных экзаменах. Поэтому я всегда был сторонником ВНО, оно заметно уравняло возможности для выпускников школ. Однако не менее весомая проблема не решена — отсутствие равного доступа качественного образования, в частности преподавания правоведения, иностранных языков.
На заседании президентской комиссии по реформе юридического образования я говорил: нужно это начинать с школьного образования, с радикальных изменений в преподавании основ правоведения. Критически не хватает квалифицированных учителей этой специальности даже в Киеве. Наш факультет готов взять шефство над определенным количеством школ, гимназий, чтобы хотя бы несколько раз на четверть читать лекции, привлекать интерес детей к профессии юриста, поднимать общий уровень правовых знаний школьников. К сожалению, эта идея пока что не воспринимается.
Хочу отметить, что для одаренных, талантливых детей юридический факультет всегда будет доступным. Университет в этом заинтересован. Потому что в одаренных детях его будущее.
- Уже известно, в какие сроки состоится вступительная кампания?
- Карантин все сдвинул. Прием заявлений на бакалавриат начнется 13 августа. На магистратуру — 5 августа. По магистратуре у нас последние годы очень хорошие показатели. И этим, кстати, часто измеряют популярность, успешность всего вуза: сколько выпускников других университетов хотят поступить в нашу магистратуру. По этому показателю юрфак лучший в университете. В 2019 году таких заявлений было 579. Мы единственные в университете имеем сертификат о международной аккредитации магистерской программы, который удостоверяет качество образовательных услуг, предоставляемых факультетом в магистратуре.
- Какие преимущества от него магистрам?
- Студент поступает в магистратуру на программу двойного дипломирования: два семестра учится у нас, два семестра — в Вильнюсе. Совершенствует английскую юридическую терминологию и получает два диплома: родной Украины и страны ЕС. Эта программа действует пять лет, за это время не было ни одной рекламации. На первом наборе было 12 магистров. Я конечно волновался, как они справятся, потому что в Вильнюсе полностью англоязычное обучение. В результате двух наших магистров профессора из Германии пригласили в аспирантуру, одна девушка открыла свой бизнес в Вильнюсе, другая — в Польше. Их молниеносно разобрали.
Участие в таких проектах возможно, если есть свободное владение юридическим английским, терминологией. Мы создали специализированную кафедру иностранных языков юридического факультета. Опять же, были первыми в Украине. Наши студенты изучают юридический английский, немецкий и французский. Сегодня на рынке труда специалисты с дипломами юриста и знанием иностранного юридического языка более востребованы и зарабатывают в два-три раза больше. Здесь самым важным становится критерий оценки наших выпускников работодателями. Когда я пришел, мы были на 4-5 месте ежегодного рейтинга работодателей, который вот уже 13 лет подряд проводит журнал "Гроші". В последние годы конкурируем с Могилянкой за первое место.
- Как пандемия повлияла на учебный процесс и готовы ли вы к дистанционному обучению в дальнейшем, если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться?
- Скажу откровенно, психологически преподаватели и студенты были не готовы. Трудно концентрироваться, когда нет живого контакта, как в аудитории. Психологически было непросто. С другой стороны, эта ситуация ускорила разработку учебной платформы на базе современных технологий для дистанционного обучения. Это общеуниверситетская платформа, она уже прошла апробацию. Если карантин будет продлен, с сентября начнем ее активно использовать. В общем, я считаю, что наш университет вышел достойно из этой ситуации, особых нареканий не было.
- Поговорим об обыске 4 июня. В СМИ множество противоречивой информации. Кто и на каком основании проводил следственные действия?
- Сотрудники Национальной полиции пришли с постановлением Печерского районного суда об обыске за подписью судьи Вовка, того самого. Я не хочу много говорить о содержании постановления, но, с моей точки зрения, там есть определенные нарушения. Например, не указан процессуальный руководитель со стороны прокуратуры. Ни один из полицейских, проводивших обыск, в постановлении не указан. Обыск начался где-то в 13:00 и продолжался до трех часов утра следующего дня, что также является нарушением. Я обратился в Высший совет правосудия, к генеральному прокурору, в МВД и ГБР с соответствующими обращениями.
- Корректно ли вели себя стражи порядка?
- Не могу комментировать сами следственные действия, потому что меня во время их в университете не было. Я весь день был на заседании Совета прокуроров Украины. Обыск проходил в кабинете декана, в кабинетах методистов, в помещении секретариата Ученого совета университета. Всего было привлечено несколько десятков полицейских. Одну дверь показательно открывали силой, хотя в этом не было никакой необходимости. Интересно, что уже через час после начала обыска в "УНИАН" опубликовали фотографии из моего кабинета, а возле Красного корпуса уже дежурили журналисты. Кто и с какой целью "слил" фото и анонсировал прессе — вопрос открытый.
- Писали, что вас задержали.
- Как видите, нет. Я на работе, в своем кабинете. Никаких подозрений или обвинений мне никто не вручал. Повесток на допрос тоже. Обратите внимание, в постановлении суда моей фамилии вообще нет.
- Обыск проводили по делу о взяточничестве или он был связан с иностранными студентами, о чем сообщали в Министерстве образования?
- Обыск был связан с организацией обучения иностранных студентов. Насколько мне известно из собственных источников, им дали указание найти "мертвые души" на юридическом факультете среди иностранных студентов. Что это означает? По информации некоторых СМИ, во многих частных и некоторых государственных заведениях образования, где есть проблемы с набором, существует такая порочная практика. Зачисляют студента, обычно иностранца, на первый курс. Это его первый визит. А второй и последний визит — через 5 лет за дипломом. За эти услуги, конечно, "благодарят". Ответственно заявляю, что у нас такой практики никогда не было. Когда я возглавил факультет, была такая форма обучения, как экстернат. Мы ее ликвидировали, потому что это абсурд: закон позволял за год-полтора стать юристом. Где такое видано? Мы этих экстернов, среди которых были и некоторые известные публичные лица, перевели на заочную форму обучения. На том экстернат на юрфаке закончился навсегда. У нас невозможно перевестись на следующий курс, не сдав экзамены.
- Изъяли что-то?
Массу документов. Более 4 тысяч страниц экзаменационных и зачетных ведомостей. Забрали документы, которые никак не касаются обучения иностранцев, в том числе и те, которые не были предусмотрены постановлением. По большому счету, они все эти документы могли получить по официальному запросу. Мы бы все предоставили, никаких вопросов. Зачем было врываться к ректору с камерами, переворачивать все вверх дном в приемной декана. Такого за 186 лет существования университета еще не было: ни во времена царских жандармов, ни во времена КГБистов.
- Но дело о взяточничестве существует? По нему вас вызвали?
- Рассказываю. Уголовное производство по ст. 368 было открыто в ноябре 2019 года. Никаких следственных действий с того времени не проводилось. Мне известно, что следствие не зафиксировало ни одного факта взяточничества на факультете на уровне преподавателей, завкафедрами, декана, заместителей декана. Производство длится восьмой месяц. Сейчас ищут студентов-прогульщиков среди иностранцев. Накануне были провокации. Мне якобы "иностранцы" всякие смски с "предложениями" слали — телефон декана найти в наше время нетрудно.
- На телеграм-каналах стали распространять информацию о том, что вы якобы требовали у студента 300 тыс. грн взятки. Прокомментируете?
- Это откровенная ложь с целью дискредитации. Когда пандемия спадет, начнется учебный год, я приглашаю всех желающих: приходите на факультет, пообщайтесь со студентами, расспросите, сталкивались ли они с коррупцией со стороны декана. С марта прошлого года против меня идет информационная атака. В информационное пространство вброшена масса негатива против Гриценко. Выдумки про взятки, коррупцию, плагиат, обыск — составляющие этой кампании.
- С чем вы это связываете?
- Осенью этого года, в октябре, состоятся выборы ректора, а в ноябре — выборы декана юридического факультета. Кое-кто в университете думает, что я буду выдвигать свою кандидатуру на должность ректора. Есть несколько человек в университете, а еще больше за университетом, кто хочет идти на должность ректора. Это известные люди.
- У вас есть ректорские амбиции?
- Нет. Я об этом заявил публично еще в декабре 2019 года на конференции трудового коллектива юридического факультета.
- Есть противники вашего переизбрания?
- Интересный вопрос. Есть несколько человек, которые очень хотят стать деканом, сделать факультет "семейным". То есть люди, которые видят кресло декана нездоровыми глазами, есть. Понятно, потому что факультет привлекательный, самый мощный, приносит университету немало средств. У нас самая большая аспирантура: на всех естественных факультетах чуть более 200 аспирантов, на одном нашем — почти 190. Половина контрактников в аспирантуре — юристы, и это большие средства для университета. Многих такой успех раздражает. Они не хотят моего выдвижения, понимая, что коллектив меня поддерживает, пытаются всеми силами и методами очернить, дискредитировать, уничтожить личную репутацию.
- Кто, по вашему мнению, организовал против вас кампанию по дискредитации?
- В частности, эти люди работают в нашем университете. Я знаю, чьими руками эта грязная работа выполняется. Карманная общественная организация "Бюро по противодействию организованной преступности и коррупции", руководитель Антон Шаповал. Именно через эту ГОшку идут вбросы в информационное пространство.
- Обвинение в плагиате, а также неправомерном распределении квартир среди сотрудников факультета — тоже вброс?
- История с плагиатом - это настоящая провокация. Шум начался с обращения Шаповала. Тогда я узнал, что в конце 2019 года в сборнике "Актуальные проблемы отечественной юриспруденции" Днепропетровского университета им. Гончара опубликовали статью от моего имени. Для меня это стало новостью. Ни я, ни уполномоченное мной лицо никаких материалов для публикации не предоставляли. Выяснилось, что в выходных данных электронный адрес почти такой, как у кафедры административного права — одну букву заменили. Указанного в письме номера телефона у нас вообще никогда не было. 10 июня 2020 года редакция сборника сообщила, что статью сняли с сайта редакции и перепечатывают тираж. В ближайшее время новые (исправленные) экземпляры журнала будут разосланы в библиотеки Украины. Это впервые в моей жизни, в истории университета и для самой редакции тоже. Я подал исковое заявление в Окружной административный суд относительно этого "плагиата".
Теперь относительно квартиры профессору Роману Мельнику, завкафедрой административного права. Конференция трудового коллектива выдвинула на получение квартир двух достойных преподавателей. Жилищная комиссия университета решила предоставить Мельнику. Вся процедура была прозрачной и юридически правильной. Еще в декабре 2019 года прокуратура города Киева приняла постановление о том, что квартира профессору Мельнику была выдана законно. Мельник обратился с иском к Шаповалу о распространении недостоверной информации. Открыто уголовное производство. Какая у него перспектива — увидим.
- В СМИ появилась информация о возможной реорганизации юрфака в институт права. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Эта идея не новая. Вопросы развития факультета, его реорганизации преподаватели и профессура обсуждали и ранее. В частности, были предложения готовить специалистов не только в области права, интеллектуальной собственности, а также по публичному управлению и администрированию. Практика зарубежных университетов ярко свидетельствует, что именно юридические факультеты и факультеты менеджмента лучше всего готовят специалистов по публичному управлению и администрированию. Почему именно сейчас, в конце учебного года, происходит реорганизация? Думаю, что решающим фактором являются те же предстоящие выборы ректора и декана юридического факультета осенью этого года.
- Назовите главные задачи, которые ставите перед собой в случае переизбрания деканом.
- Для меня это совершенствование системы подготовки не просто высококлассных специалистов, но лидеров. Которые имеют широкий кругозор, систему ценностей и собственный опыт. Лидеров, готовых служить украинскому обществу.
Планируем сосредоточиться на внедрении новейших цифровых технологий в учебный процесс. Развитая ИТ-инфраструктура сегодня является неотъемлемой составляющей конкурентного факультета. Цифровой факультет - это требование времени и ответ на такие вызовы, как пандемия Covid-19.
Также будем работать на сохранение постоянства кадрового потенциала, потому что наши преподаватели нарасхват: и Верховная Рада, и ЦИК, и Верховный суд, и тому подобное. Нам есть чем гордиться.
Категория: Афиша*