За что боролись – на то и напоролись: Е-декларирование забрали у военных и вручили антикоррупционерам
Опубликованно 25.03.2017 02:11
Верховная Рада расширила список декларантов с помощью социальных активистов-борцов с коррупцией, которая уже вызвала резонанс. 112.ua разбираются, почему вокруг этого документа возникло столько споров
Вероятно, ночью 24 марта, некоторые депутаты и многие борцы с коррупцией провели таким же образом, изучая закон "О внесении изменений в ст. 3 Закона Украины "О предотвращении коррупции", принятый Верховной Радой накануне. При рассмотрении в ванной проект был изменен. Да, так что конечный продукт вызвало шок. В частности, у антикоррупционеров.
Как в документе?
Проект закона, представленный президентом Украины, 10 марта текущего года, была хорошая цель-освободить военных, которые пребывают в зоне АТО, заполнения электронного заявления. Как говорится в "меморандуме", он предложил исключить военнослужащих рядового, старшинского и сержантского и старшинского состава, а также молодых офицеров и курсантов хлопотного дела.
С этой инициативой, мы не можем согласиться. Что депутаты и сделали, быстро подготовили проект для второго чтения. Тем не менее, этап подготовки появились поправки во время рассмотрения в зале еще дополнения и исправления.
Итоговый документ действительно сбрасывая солдат этих категорий электронной декларации, расширил список лиц, которые теперь обязаны декларировать свои доходы и имущество. Это люди, которые входят в состав набсовета госбанка, госпредприятия или госорганизации, а также в совет общественного контроля при государственных учреждениях (если они принимают участие в подготовке решений, касающихся человеческих ресурсов, обучения, мониторинга, оценки реализации программы борьбы с коррупцией).
Будет подать электронной заявление кандидатов в депутаты, в президенты, кандидатов в депутаты Верховной рады Автономной республики Крым, областные, районные, городские, районные в городах, сельских, поселковых советов, кандидатов на должности сельских, поселковых, городских голов и мониторов.
Не менее важной издание, записано в законе, обязаны подавать электронную декларацию распространяется на физических лиц, которые являются бенефициарами в рамках реализации в Украине программ технической или другой помощи в области борьбы с коррупцией. На самом деле, это издание и было самым возмутительным. Была еще заставить сделать то же и журналисты, но Татьяна Черновол его удалить.
Все те, кто включены в список, должны служить электронной декларации, применяются нормы, касающиеся ответственности за неточности, вплоть до уголовной.
Перефразируя, получается, что те, которые активно осуждали реальных или потенциальных коррупционеров, теперь, будут ощущаться мука электронной декларации. Срок до 2018 года (в предыдущей версии закона до 1 апреля 2017 года). Но почему антикоррупционеры против, если сами активно боролись за электронной декларации?
Месть антикоррупционерам и ремни на вес золота?
Закон-это оборотень, как его немедленно окрестили в кулуарах, называется, мягко говоря, неоднозначную реакцию депутатов. Версия критики такова: коррупционеры мстят по электронной декларации, пытаясь одновременно "утопить" людей, которые способствовали принятию мощные законы о борьбе с коррупцией.
"Это абсурд! – не скрывал своего удивления депутат и заместитель председателя парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Виктор Чумак (внефракционный) в интервью 112.ua. Логика закона не является, это абсолютно разбалансирован, и я боюсь, что он получит вето президента. Абсолютно нелогично обязывать декларировать имущество людей, которые не получают деньги от государства, за исключением того, что государственные средства МАССОВОЙ информации. Почему? Я думаю, очень просто: ошибки в заявлениях захвата и давления на свободу слова. Это, в принципе, закон об иностранных агентах, которые в свое время взяла на себя российская федерация, задавив всех организаций и независимых средств МАССОВОЙ информации. Это, чтобы установить замки на рот и сказать на личности: вы видите то, что они зарабатывают деньги,... Общественные организации были поставлены под контроль сил безопасности. И НАПК вместо того, чтобы охотиться с коррупцией, будет охота на активистов".
Поднимает владельцы ВЕКЕ и другой стандарт. Получателей денег доноров, по идее, это-партнеры и контрагенты, и, таким образом, они должны были бы находиться в электронной декларации. Если это так, это может осложнить работу организации, потому что даже поставщики расходных материалов или докладчики будут вынуждены понять, что может оттолкнуть от сотрудничества. Но это правило не указано, и, следовательно, еще не факт, что третьи лица указана в декларации. Хорошо, что "зрада" уже ходить на эту социальную сеть.
Но есть и другие версии. Депутат Сергей Соболев (фракция "Батькивщины") убежден, что истинная цель законопроекта, где глубже мести борцам с коррупцией. "Этот закон был необходим только для одного – для просмотра электронной отчетности от тех, которые имеют очень серьезные проблемы уголовного права", - сказал он. Политик планирует побег электронная декларация по регистрации, участию в военных мероприятиях, которые не будут иметь никакой связи с проведением АТО. "Формально там может поразить любого. Например, можно в резерв, и одновременно депутат. Эти депутаты не заполняют декларации. Он будет прятаться, потому что не прошло и ключ редактирования, это не только сегодня, но и это объясняет твой статус является ключевым, когда ты подаешь электронное декларирование".
На тот же эффект, возможно, указывает председатель профиля парламентского комитета по предотвращению и противодействию коррупции Егор Соболев (фракция "Самопомочи"): "нарушил закон, который дает людям информацию, поименно, и тех, кто обогащается. И предоставили возможность прятаться за погоны, статус военнослужащего, сотрудника спецсвязи, чтобы не отвечать за незаконное обогащение и ложь в декларациях".
Не вход в некоторые из депутатов иронизировали, что теперь погоны будут ценные мандата, и в ряды украинской армии пополнят не только боевитые, но очень богатая.
Покажите пример – начните с себя
Сторонники закона в его окончательной форме, убеждены в том, что критики подняли шум из-за того, что они грешки водятся. Так, в комментарии 112.ua депутат Андрей Лозовый (фракция РПЛ), отвечая на тезис об абсурде объявить деньги доноров, сказал: "в чем разница? Грантоеды, которые рассказывают, какие они борцы с коррупцией, попросите их показать, сколько и субсидии, которые получают. Депутаты поселка должны объявить, и тот, кто получает от 10 до 20 тысяч долларов США из-за рубежа, не так ли? Если они честны и открыты, должны сделать это сами. И мы видим большую истерику из этих людей сейчас. Аналогия с законом российской ФЕДЕРАЦИИ об иностранных агентов депутат отказался, потому что "у нас никто не мешает работать на гранты. Но нужно честно и четко, что ты работал". НАПК и НАБУ, он считает, что органы достаточно независимых, с огромный авторитет в этот момент, не бояться других воздействий.
Спокойствие насчет грантов, проектов государственных и Виктория Сюмар (фракция "Народный фронт"): "на самом деле гранты, по сути, деньги налогоплательщиков других стран. И я убеждена, что общественные организации не могут просматривать злоупотреблений. Это просто шаг навстречу подотчетности, прозрачности, мы все говорим. Если нечего скрывать, и бояться нечего подтверждения декларации. Я точно знаю, что граждане США все заполняют декларацию и сообщать о них в налоговые органы, и никто об этом не говорит, что это огромная тоталитарная шаг".
"Это вопрос явного применения закона для всех", - резюмирует Максим Курячий (фракция БПП) в комментариях 112.ua. – Все, что страх, там, что это не так! Поэтому закон должен быть прочитан от первой буквы до последней. Если человека призвали в армию и сжимается, собирается защищать наши границы от российской агрессии, его нужно освободить. Тем более, он будет вернуться и объявить, в течение 90 дней". Отвечая на вопрос на бретельках в качестве жилья, депутат отметил, что "если все коррупционеры пошли, и кровь его реабилитировались за все, что они сделали, это также заслуживает некоторой осторожностью. Но никто не должен избежать ответственности."
Четвертая власть почти под стекло
Закон вызвал бурную реакцию не только депутатского корпуса. Действительно, в электронной декларации, могут попасть и журналисты (учредителей и редакторов средств МАССОВОЙ информации). Однако, в ходе обсуждения, автор издания, депутат Татьяна Чорновол снял его, заметили, что медиапрозрачность будет установлен на другой проект.
Но почему курс мелькнула? И не будет ли она в тело закона, подготовленного для подписи? Сергей Лещенко (фракция БПП) осторожничает, советую посмотреть окончательный вариант. И не зря. Действительно, Сергей Соболев отметил, что версия закона, который был поставлен на голосование, принципиально отличается от той, которая была рассмотрена на совещании комитета. Однако, Егор Соболев, отвечая на вопрос журналистов, отметил, что "Татьяна Черновол действительно снял свою поправку".
Окончательную ясность вносит Виктория Сюмар: "Журналисты не могут прикасаться к электронной отчетности, и никакого упоминания о них, в этом законе нет. В отношении владельцев СМИ, это может быть совсем другой закон, но пока же этого проекта в Верховной Раде нет. Есть просто соответствующие директивы Совета Европы о прозрачности финансирования сми, где, может быть, объявить конечных получателей средств МАССОВОЙ информации, учитывая социальную ответственность медиабизнеса".
Лилия Брудницкая
Категория: Афиша*