Сейчас нюансы не различают, сейчас эпоха грубая – шоу и подтанцовок
Опубликованно 13.01.2017 07:20
Украинский прозаик, поэт, сатирик, писатель, телеведущий и журналист. В 60-е годы, капитан легендарной одесской команды КВН. Вице-президент клуба одесситов, главный редактор журнала "Фонтан", один из основателей Одесской юморины. Автор издательского проекта "Новый одесский юмор", который вышел 11 книг. Автор книг лирических стихов и прозы, объем испытаний и сувениров "Книга читателя", а также сборники юмористических. Отец двух сыновей. ВАЛЕРИЙ ХАИТ
Влащенко: Сегодня у нас визит замечательный писатель, юморист, сатирик, легендарный капитан одесской команды КВН, многолетний редактор журнала "Фонтан" Валерий Хаит.
Здравствуйте, Валерий Исаакович. Когда-то, вы были на канале "1+1" программы "Фонтан-клуб", и я пришла, чтобы все ваши гости, потому что это действительно великие люди: М. Ефремов, Г. Горин, Ю. Роста.
Хаит: Передача "Фонтан-клуб" родилась потому, что я хотел бы повторить ощущения от игры в квн, быть снова на экране. Я думал, что у меня столько друзей благодаря кавээновскому прошлому, что я решил поделиться своими друзьями с другими. И так как я уже был редактором журнала "Фонтан", здесь родилась. Я очень рад, что мне удалось снять, Горина, С. Фараду. Я даже прилетел из Мюнхена В. Войнович. Я снял с Р. Габриадзе, когда он был на гастролях в театре на Подоле.
- Сколько у вас программы удалить?
- 50 программ. Они остались в истории. Теперь, мой дневник перешел в электронный формат, потому что сегодня бумаги не очень читал. Иногда у меня увеличилось количество читателей. Я на сайте газеты все, включая лучшие передачи "Фонтан-клуб".
- В интервью сюрприз, главное, чтобы вы не выйдете, вы сказали, что на вопрос: "Не собираетесь ли вы уехать?", вы всегда отвечаете: "при малейшей возможности. Почему бы и нет?
- Есть разные люди. Есть люди, которые склонны к совершению поступков, и есть люди, которые из-за характера – не спешить. Есть человек, который может собраться, переехать с семьей в другой стране, и что будет в его душе произойти затем, он не показывает маска. Более того, все отрицательные стороны, там, где он жил раньше, они обязательно с удовольствием, потому что он думает все время, если я подписался, как я уехал. И когда он узнает, что есть что-то не так, "вот что я сделал". Он не может полностью погасить ностальгия, но это немного пренебрежительно. У меня много друзей, которые совершили этот акт. Мы остались друзьями, но они изменились. Иммиграция, как увеличительное стекло, показывает человеческие качества. Человек должен жить дома. Дом, что состав воздуха, к которой вы привыкли, продукты, к которым вы привыкли, и тебя уже создала своего рода сопротивление. Сразу к сути языка. Язык-это воздух, которым мы дышим, не замечая его. Когда мы входим в воздухе на другой язык, то, что происходит в теле, как перестраивается даже душа, это кошмар. Я уверен, что ностальгия знают 90%. Редких случаях, когда есть возможность адаптироваться и не потерять ничего из своей человеческой сущности.
- И какова Одесса в течение этих трех лет? Это как-то касается вашей жизни?
- Я достаточно активно внесен в этом все дело. Я был бы рад, если бы я имел возможность отключиться. Но так как я оптимистка, и было два Майдана, и не может, когда миллион киева с видом на площадь... моя Первая реакция facebook была: "Як тебе не любити, Києве мій!". В то время как это работает, это другой вопрос. Каждое новое поколение рождается с той же маржи надежду, добро и зло, вера в справедливость. Может быть, и не выросло новое поколение, для которого эти понятия перестали существовать. И в этом огромная надежда для человечества, и не только для нас, оптимистов.
- Вы были редактором антологии юмора ХХ века. "Корабль XXI века", "кабина юмора", другие поселились люди. Как вам кажется?
Юмор падает с неба. Я редактор тома антологии сатиры и юмора ХХ века "Одесского юмора". Он выиграл первое место во всей серии. И это не потому, что я так хорошо собираются, марка Одессе работает. Моя цель была, чтобы оправдать доверие своих читателей. Г-н Жванецкий говорит, что он не существует одесского юмора, есть юмор, вызывающий смех, и есть шутки, вызывающие улыбку сострадания. Я с ним согласен, и не согласен, потому что, конечно, есть одесский юмор. И лучшее проявление этого юмора на М Жванецкого и самое главное, это абсолютно феноменальная интонации. Сказать, что это не одесский юмор, все равно, что сказать, что это не одесса интонации. Но я говорю, что есть в одессе, юмора и есть "одесский" юмор, где плохая экзотики, спекуляция речи вещей, не-соблюдение норм грамматики. Я делаю литературного юмора. Существует традиция – южнорусская школа. Тунис: писателей, что они были юмористами, за исключением Ильфа и Петрова? Хорошо, что вы не можете назвать в чистом виде-юмористов, потому что "Золотой теленок" и "одноэтажная Америка" - это что, книги юмористов? Но у других юмор более концентрированно встроенная в повествование, другие писатели этой южнорусской школы. Ирония пронизывает вот эти все книги. Кстати, Катаев началась как абсолютно блестящим писателем-сатириком. Несколько своих рассказов, вы можете просто прочитать сегодня на сцене. И "Зависть" Олеши, великий роман, все это перемежается это.
Как вы объясните тот факт, что подлинного героя ХХ столетия для советских и пост-советских людей стал Остап Бендер?
- Я думаю, что это популярность, это литературный персонаж. Мастерство ее создания авторами такова, что мы ощущаем живого человека. Но мне трудно еще представить себе, кто-то пытался брать с него пример. Это совершенно другое ощущение. Философы писали, что иногда герои литературных произведений становятся как будто живые люди, и те, которые дали, чтобы увидеть другие миры, встречают там не только люди, которые ушли, но персонажей, мастерство писателя стали живыми, смогли перевоплотиться.
- Опыт больших команд показывает, что чувство юмора все же индивидуально. Настоящий талант не может сегодня обойтись без окружения?
Сегодня КВН отличается от прошлого. Я 20 лет не смотрю КВН, и я не тянет. Сегодня центр всемирного наследия-это часы, и теперь время шоу. Конкурируют не личности, хореографов, режиссеров, аранжировщиков. Конкурс капитанов нет, потому что он не может быть на сцене более остроумно, что А. Масляков. Это замечательно, блестящий ведущий, но оказалось, что его главный талант менеджера, организатора. Он создал холдинг, это все движение. Времени друг для друга. Теперь, это время, большие мазки, оттенки исчезли. И культура-это нюансы, способность различать. Теперь нюансы не отличить, сейчас, в эпоху грубого – шоу и подтанцовок. Но Жванецкий – это сила, энергия, и человек такого масштаба не нужна подтанцовка. И никогда не было необходимости.
- Если у вас есть время, когда детали не нужны, то, я думаю, скоро придет время, когда они будут необходимы.
- Это правда. Мы-оптимисты.
- У вас есть вопрос?
- Когда у вас есть свободное время, вы собираетесь просмотреть онлайн журнал "Фонтан"?
- Конечно. С удовольствием.
Категория: Афиша*