Договор о ЗСТ между Украиной и Турцией может быть подписан в 2018 году — посол
Опубликованно 21.11.2017 11:03
Для Турции-Украины торговых отношений теперь самое главное — создание Зоны свободной торговли (ЗСТ). Соглашение давно, и процесс затягивается. Когда заработает ЗСТ, что мешает?
На самом деле, в наших двусторонних отношениях отсутствие Договора о свободной торговле. И нынешний уровень торговли не менее $4 млрд в год, не отвечает на наш реальный потенциал.
Переговоры о ЗСТ начались несколько лет назад. Разумеется, с обеих сторон есть определенные секторы, чувствительные в этом вопросе. Но мы хотим, чтобы украинская сторона имела более широкий взгляд на tlc. Благодаря ей мы сможем поднять объем взаимной торговли до $10 млрд в год, и до $20 миллионов долларов-Это возможно. Уже в 2008 году объем нашей торговли составил около $8 млн. долларов, кроме того, Договор о свободной торговле касается не только торговли. Также положительно влияет на инвестиции. Когда представители компании увидят, что Украина и Турция подписали договор, имеют больше уверенности для инвестиций. Они мне всегда говорят об этом.
Вы сказали, что в переговорах о свободной торговле, стороны имеют "чувствительные сектора". Если говорить о Турции, в которой проявляется?
Нам очень трудно полностью либерализовать сельское хозяйство. Но это не помешало заключить договоры о ЗСТ с более чем 30 других странах. И мы просим, что украинская сторона приближалась к переговорам с более широким взглядом и увидел, какие выгоды это принесет вам, в конечном счете. В самом деле, в течение последних 15 лет, и Украина, было преимущество по объему торговли. Вероятно, после заключения договора о ЗСТ с Турцией будет продолжаться. Переговоры проходят раз в несколько месяцев, и в конце октября прошел очередной раунд переговоров, в котором участвовала делегация из 10 турецких представителей. Я не могу Комментировать детали. Понятно, что каждый защищает свою позицию. Тем не менее, вы должны понимать, что, к свободной торговле, страны, которая приобретает в одной сфере, а другая часть в другой. Однако, в конечном счете оба выигрывают.
Можно ли говорить в настоящее Дата подписания Договора о ЗСТ, или это перспектива далекого будущего? Реальный ратифицировать в 2018 году?
Если мы провели несколько совещаний, в теории, Договор удалось подписать в этом году. Но в этот момент, это не реально. Также следует подчеркнуть тот факт, что в 2013 году мы уже достигли определенного этапа в переговорах о создании ЗСТ. Но после этого в Украине начались бурные события, и страна столкнулась с экономическим кризисом. Так что нуждался в дополнительных переговоров. Но мы не должны терять тот прогресс, который был достигнут в последние переговоры. Надеюсь, что в течение года 2018 года Договор о ЗСТ подписали, и это не подорвет возможности административной части Украины.
И Вам не кажется, что задержка в подписании Договора о ЗСТ имеет политическую подоплеку? Фактор потепления российско-турецких отношений на фоне резкого охлаждения Украинско-российского диалога, возобновление страны на переговорах с Россией о запуске "Турецкого потока", против которого выступает Украина, отказ Турции ввести антироссийские санкции...
Эти мысли меня никогда не посещали. Tlc-это не вежливость, что Турция просит Украину. - Это взаимовыгодное соглашение. Турецкая сторона всерьез хочет подписать соглашение о ЗСТ с Украиной. Но турецкие эксперты спрашивают, почему с украинской стороны не существует более широких ожиданий tlc, принятия стратегических решений по увеличению их торговле со всем миром. На мой взгляд, в этом процессе, было бы логично ожидать, что приоритет будет отдан Турции. Недавно Украина подписала договор о ЗСТ с другими государствами. Но, если мы посмотрим на объемы торговли Украины с этими странами, что является очень малым по сравнению томов, Украинско-турецкой торговли.
В отношении российского измерения, не влияет на турецко-европейских контактов таким образом. Наши отношения с Украиной не являются следствием отношения с Россией (то есть, не основаны на них). Турецко-украинские отношения имеют свое рациональное зерно, как в экономике так и в политике.
Во многих странах, в том числе Украины, ведут большую торговлю с Российской Федерацией.
Политические контакты с Россией продолжаются. Но в целом подход наших партнеров и союзников (в частности, НАТО) заключается в следующем: мы выступаем против Российской Федерации, когда мы видим, что действует в нарушение международного права, и интересы нашей безопасности, но в то же время, мы сохраняем открытыми каналы для диалога. К слову, страны ЕС по-прежнему имеют стратегический, торговля с Россией.
Я намекала, что Украина затягивает подписание Договора о ЗСТ стремится дать понять Турции, что уступки возможны, но в обмен на пересмотр некоторых позиций турецкой стороны в отношении Российской Федерации (в частности, о "Турецкий поток" и антироссийским санкциям). Таковы политические маневры...
Наши отношения с Украиной настолько хороша, что я бессмысленно думать об этом. Это я говорю, как таковой. И неподписание Договора о ЗСТ, не может рассматриваться как элемент политических торгов. Я не вижу связи между позицией Турции по санкциям против России и создание ЗСТ с Украиной (что пойдет на пользу Украине и Турции). Наши деловые отношения с Украиной, которая может длиться даже и без Договора о ЗСТ. Но когда, наконец, был подписан, может удвоить или утроить взаимные объемы торговли, а также инвестиции.
В продолжение разговора о политической нагрузки наших экономических связей, хотелось бы обобщить в один момент. В октябре с визитом в Киеве был Реджеп Тайип Эрдоган. И украинские СМИ обратили внимание на тот факт, что Президент Турции, когда его спросили об уходе страны от антироссийских санкций, перевел разговор на другую тему. Можете ли Вы прокомментировать реакцию Эрдогана?
Легко. Турция находится в месте, где всегда может быть один или несколько стран, против которых ввел санкции в отношении группы других государств. Но в большинстве случаев, решение о санкциях принимается на собраниях, в которой Турция не участвует, тем не менее, от нас ждут, что мы присоединимся к ним. Таким образом, Турция имеет свою позицию: мы поддерживаем санкции только в случае, когда они являются обязательными, это санкции ООН. Кроме того, санкции не являются эффективными во всех случаях. Турция в 50-55% зависимость от российского газа, и мы продаем в России, в основном фрукты и овощи. Наша позиция отличается от позиции некоторых наших партнеров.
Брюссель с нами не советовался, когда было принято решение о санкциях против России. С другой стороны, ЕС имеет некоторые инструменты, чтобы смягчить негативный эффект от этих санкций для всех секторов экономики, в частности, для сельского хозяйства. И Турция не получает ничего из этих инструментов. Кроме того, если Вы посмотрите, инвестиций стран в России возросли в последние годы, в Турции нет среди них.
Возвращаясь к аспекту отношений Турции с РФ, хочу отметить, что не вредят Украине. То, что у нас с Россией идет здоровый диалог — благо и Своей страны. Самый последний пример освобождения заместителя председателя Меджлиса крымско-татарского народа Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза.
Тем не менее, некоторые СМИ и украинские радикальные силы считают, что Турция точно не в нас с, раз дружит с РФ...
Я не знаю, какие СМИ идет речь. Это не то, что я в основном вижу в СМИ, и, конечно, не то, что я учусь на встречи с должностными лицами Украины. Россия является важным игроком не только на севере Турции, но присутствует также и на юге страны из-за событий в Сирии. И, несмотря на наши различия, мы должны поддерживать контакт и сотрудничать с Российской Федерацией.
И если украинская сторона начнет иметь мнение, все, что приводит любой диалог с Россией — не наши друзья, это означало бы, что у Украины не осталось друзей.
Что касается Турции, мы не пойдем на компромисс со своими принципами, хотя мы не будем изменить наше отношение к проблемам Крыма и Донбасса.
Турция заинтересована в том, чтобы Украина осталась независимой и сохраняла свой суверенитет и территориальную целостность. Нам нужно, чтобы Украина успешно проведены реформы и твердо стоял на ногах. Украинские чиновники знают и высоко ценят позицию Турции.
Когда Вы говорили о создании ЗСТ сделали акцент на том, что она влечет за собой и увеличение инвестиций. Не секрет, что положение иностранцев в столице после Майдана изменилась не лучше...
Бизнес имеет в виду общее положение в стране, где вы собираетесь вкладывать деньги и смотреть на дружеские отношения между государствами. Деловой сектор сомнения насчет инвестиций в странах с Турции есть серьезные противоречия. И турецкие компании, которые учатся в Украине, отмечают, Украинско-турецкой дружбы. Наши экономические контакты в фазе взлета, и имеют большой потенциал роста.
Представители турецкой компании меня часто спрашивают: "Стоит ли оставаться в Украине, мы должны приехать в Украину и инвестировать?" Я всегда отвечаю: "Что Украина будет в зоне его радара". Мы должны быть реалистами, потому что риск есть (как и в других странах). Тем не менее, есть положительные тенденции — Украина меняется. Тем не менее, я не хочу обмануть турецкие компании, которые хотят инвестировать в своей стране, и подчеркиваю, что темпы реформ не так быстро, как хотелось бы инвесторам.
И как турки, предприниматели считают, что нынешний бизнес-климат в Украине, что прибывших новых инвестиций?
Жалобы наших предприятий, и других зарубежных предпринимателей, относятся к общей ситуации, бизнес-климата и верховенства права. Например, у вас есть вопросы о том, как суды решают спор или попытка использования судов для нечестного решения. Турецкие компании в себя чувствует. Конечно, мы понимаем, что за пару лет Украина не может стать Швейцария. По собственному опыту мы знаем, что это займет время. Но нужно держать хороший темп.
Если говорить о новых шагах турецкого бизнеса, мы хотим увеличить количество рейсов между нашими странами. Авиакомпания "турецкие авиалинии" готовы половину своих продаж. Проблема в том, что в Украине еще не полностью созданы условия конкурса. Это плохо и для украинских клиентов, которые заслуживают лучшее обслуживание по более низким ценам. Есть определенные намерения протекционизма, которые несут Украине назад.
Называется количество жалоб турецкого бизнеса в наш бизнес-климат. Вы можете позвонить в особых случаях, когда, претензии и т. д.?
Ситуация с бизнес-климат улучшается, но коррупция, требование взятки и тому подобные явления, как, кажется, еще в его структурных измерений. Я расскажу вам о почти обычный случай. Турецкий малого предпринимателя, который женат на украинке, приехал в Украину с компьютера, с тем, чтобы открыть здесь завод. В таможни, через которые перевозилось оборудование, с него требовали дополнительные деньги для облегчения осмотра товара. С большими усилиями удалось пройти таможню и установить оборудование в своей небольшой завод, но теперь у вас есть такого рода проблемы с подключением электричества. В такой ситуации, и Украина, и инвесторы теряют время. К счастью, ситуация начинает меняться. В частности, бизнес-омбудсмена, очень полезный комплекс, который помогает компаниям, с которыми поступают несправедливо.
Я всегда советую турецким компаниям работать, исходя из принципов новой Украины и воздерживаться от древних торговых путей. Многие из них думают, что я слишком наивен, но постепенно часть из них понимает, что ситуация меняется и начинает более уверенно противостоять коррупции. К сожалению, самые большие проблемы все еще остаются нерешенными. Я знаю одну очень широкий, Турецкая / Паровая баня, бизнес-группы, которые до сих пор не получила наибольшее количество оплаты долга Украины организаций.
Под разными предлогами не выполняются даже решения арбитражных судов, международных, и, в конечном счете, это только вредит имиджу Украины.
Я знаю, что эта группа инвестировала в Украине более, если вопрос, наконец, решили.
В заключение нашей беседы, неполитический вопрос. В 1990-х годах в Турции, развивалась торговля разъездами. И как это выглядит сейчас в торговле?
Сейчас ситуация очень отличается, чем это было раньше. Торговля между нашими странами сейчас более институционализирована. Все больше украинцев едут в Турцию с целью туризма и отдыха. В самом деле, туризм-это одна из историй успеха. В 2016 году, когда число иностранных туристов в Турции уменьшилось значительно, количество туристов из Украины увеличилось на 48%, превысив цифру в 1 миллион человек. Надеемся, что в этом году цифра возрастет еще на 15-20%. Я думаю, что эти туристы делают в Турции некоторые покупки, но и для личного использования. В то же время, количество туристов турецкие в Украине также растет: примерно на 25% больше.
Категория: Экономика