Екатеринбургская "Пассажирка": пронзительный рассказ о Второй мировой


Опубликованно 24.09.2016 18:41

Екатеринбургская

Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Екатеринбург, театр оперы и балета поставил оперу композитора Моисея Вайнберга "Пассажирка" на ужасы Освенцима. И это первое, на самом деле гораздо больше, чем просто новый, хороший спектакль.

Поход на концерт, в театр и в кино, мы воспринимаем его сегодня, прежде всего, как развлечение. И довольно трудно убедить зрителя, что несколько часов вечером времени нужно потратить на шоу войны. И даже не игра драматического и оперного театра. Поход на "Пассажирку" - это напряженная работа, эмоциональная, интеллектуальная. Но и необходимо.

Действие оперы разворачивается через 15 лет после окончания войны. На лайнер, следующий в Бразилии, встречаются в старой матроны, эсэсовка Лиза (Надежда Бабинцева) и бывшая заключенная Освенцима польки Марта (Наталья Charles). С кинематографической быстротой сменялись краски в Освенцим, где Лиза пытается "доминировать" Март", пишет она в отчет и в самом деле осуждает на смерть, и сцены на лайнере, где экс-медсестра-повар и процветает, муж, дипломат Вальтер (Владимир Чеберяк) буквально цепенеют от страха, опасаясь возмездия.

Эта опера — на все ужасы войны и концентрационных лагерей. Но не только. Это, конечно, еще и мести, о палаче, который был буквально парализован страхом. И на жертву, которая не мести, но только напоминает акт.

Его оперы, композитор Вайнберг закончил в 1968 году. Нюрнбергский процесс уже состоялась, берлинская стена была только построена, долгий путь покаяния запущен. Опера, написанная почти полтора века, лишен плакатности и штампов. Здесь нет ничего чрезмерного, хотя это может быть, и никто не утверждал, что судить авторов.

Это абсолютно современный, глубоко личное, трагическое произведение. Здесь каждое слово буклет врезается в память, надежды, задержанных на свободу и счастливую жизнь, на желание контролеров ввести для заключенных и то, какое влияние их работа — по сути, в уничтожении людей тоже должен быть порядок. Сцены из оперы "Пассажирка" композитор Моисей Вайнберг

Для композитора Моисея Вайнберга и писательницы Зофьи Посмыш, после спектакля, на котором написано либретто, события оперы события их частной жизни. Поэтому рассказанная история глубоко личная, она полна оттенков и чувств, которые заставляют слушателя и, сегодня, чувствовать ужас событий 70 лет.

Зофья Посмыш три года была узницей концлагеря. Его первая книга на эту тему, она написана спустя 14 лет после войны, это была пьеса "Пассажирка из каюты 45", который был в центре оперы. Моисей Вайнберг, который укрылся в начале Второй мировой войны в Советском Союзе, спасся, но потерял в Польше для всей семьи.

В сотрудничестве с либреттистом Александр Медведев, он наполнил оперы огромное количество второстепенных персонажей. Среди заключенных в бараках Освенцима, мы видим женщин из разных стран, разных возрастов, со своими историями. Каждый композитор занял место в его работе, и предоставил ему свою особую музыку. И эти несовершеннолетние героин, и делают оптику.

Просто шоу на сцене оперы показывает вселенский масштаб трагедии, заставляют испытывать огромные чувства, сидя у зрителей, музыкантов и певцов.

История этой картины, тем более невероятным, написанный в 1968 opera, в последнее время, интересовался художниками и исследователями. Вайнберг умер в 1996 году и оставил большое творческое наследие: в списке его работ — не только сложные симфонические полотна, а также музыка к цирковым постановкам, мультфильмам, среди которых "Винни-Пух" и "Каникулы Бонифация" (и это удивительно видеть, как человек с такой судьбой был способен написать веселую считалочку Винни-Пух). Сцены из оперы "Пассажирка" композитор Моисей Вайнберг

Многие годы своей "серьезной" музыки не было официально запрещено. Она находилась на периферии интересов, даже тогда, когда многие забыли имена мы вновь. Мировая премьера "Пассажирки" состоялась в 2010 году на фестивале в Брегенце, в Москве, опера была исполнена в концерте, а в 2006-м в Настоящее время продукции в Екатеринбурге — в самом деле, первой сценической версии в России.

Дирижер Оливер фон Дохнаньи, который уже второй раз работает с Екатеринбургским театр (первый опыт был оперы "Сатьяграха"), сделал красивое и хорошее звучание оркестра и солистов, при всем разнообразии, изысканности и полифоничности этого раздела. Музыка оперы является сложным, но в то же время удивительно интуитивный, эмоциональный, его легко запомнить и цепляться за любого слушателя.

Режиссер Тадэуш Штрасбергер представлен довольно простой и традиционной режиссерскую концепцию. Но уже сама опера, если многопланова, что лучший способ реализовать его на сцене было просто следовать, уже пишет музыку. Же Штрасбергер — режиссер молодой, и в его шоу, иногда несколько наивном, ... восприятие событий Второй мировой войны, новое поколение уже XXI века.

Эта премьера состоялась в рамках проекта "Вайнберга. Возвращение", в рамках которого прошли показы фильмов с музыкой композитора, была сделана инсценировка пьесы Посмыш, готовится к научной конференции, посвященной творчеству Вайнберга. В рамках этого же проекта в следующем году, Большой театр поставит оперу Вайнберга "Идиот". Кураторами проекта были главный редактор Музыку великий Андрей Устинов и директор оперы города Екатеринбурга Андрей Шишкин. Сцены из оперы "Пассажирка" композитор Моисей Вайнберг

Может быть, это происходит с опозданием на 20 лет позже, уже после смерти композитора, и в канун 100-летия со дня его рождения, которое будет отмечаться в 2019 году. И, может быть, и очень вовремя, когда мы постепенно стали забывать многие потрясения ХХ века. Лучший отзыв-это искусство, музыку Вайнберга — в том числе.



Категория: Культура