Украинская приватизация: когда от слов перейдут к делу
Опубликованно 22.03.2016 10:21
Украину ждет волна распродажи госсобственности. Приватизационный адреналин побуждает к действиям топ-политиков и чиновников. Одни делают все возможное для срыва приватизации, другие – пытаются честно провести конкурсы. Но любая ошибка или скандал могут дорого обойтись государству – инвесторы надолго потеряют доверие к Украине.
Последние два года все попытки начать большую приватизацию в Украине заканчивались исключительно анонсами амбициозных планов, которые так и остаются нереализованными. И чем ближе страна подходит к моменту продажи своей собственности, тем больше появляется подводных камней, которые тормозят приватизационный процесс. Но этот год должен стать решающим, когда можно перейти от слов к делу и продать лакомые активы украинской экономики.
Между тем, политики уже начали свои «пиар-игры» вокруг приватизационного процесса.
«За три недели (пока не было заседаний парламента – УНИАН) премьер-министр объявил приватизацию миллиона гектар сельскохозяйственных земель. За эти три недели Фонд госимущества принял решение о том, чтобы с дисконтом 40-60% продать объекты государственной собственности, включая монополии» - с таким заявлением выступила лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко в парламенте.
В ходе своего 5-минутного спича депутат упомянула все «грехи» правительства, включая повышение тарифов на электроэнергию, газ, отопление и приватизацию стратегических компаний.
Но заявление Тимошенко ничего не имеет общего с реальностью. Действительно, Фонд госимущества составил «дисконтный» приватизационный список из 31 предприятия, которые годами не может продать. Эти компании много лет являются убыточными, и не имеют отношения к монополям.
К примеру, со скидкой в 60% продается Авиационное предприятие специального назначения «Меридиан» (Полтавская обл.) со стартовой ценой 1,7 млн грн за 100% акций. Предприятие убыточное (в 2014 году чистый убыток составил 596 тыс. грн), практически не работает, большая часть его основных мощностей сдается в аренду.
Чуть ли не единственным более-менее работающим предприятием из «дисконтного» списка является Черниговский завод радиоприборов, 25% которого фонд уже успел продать за 4,81 млн грн. Но и оно прибыли не приносит: в 2015 году чистый убыток составил 15,9 млн грн, что в 5,5 раз больше, чем в 2014 году. Предприятие за прошлый год сократило почти в 2 раза штат сотрудников.
Исходя из этих данных вопрос о продаже госпредприятий является совсем не риторическим – продавать нужно, пока есть что.
Между тем, помимо Тимошенко на приватизации в парламенте спекулирует добрая половина депутатов, пытаясь получить свои политические дивиденды и привлечь электорат. Каждый раз в своих выступлениях тот или иной народный избранник вспоминает «дерибан» госимущества в 90-х и повторяет, что на таких же условиях пройдет приватизация и сейчас. А как только Кабинет министров или Фонд госимущества пытаются что-то изменить в приватизационном процессе, парламентарии находят миллион причин за эти изменения не голосовать.
Только так можно объяснить затягивание принятия профильного законопроекта для запуска большой приватизации. Эпопея с голосованием за документ тянулась с лета прошлого года: то депутаты не успевали рассмотреть законопроект, то проваливали его на сигнальных голосованиях. Все это время слезно просили принять документ как министр экономического развития, так и руководство Фонда госимущества, но только после не двузначного намека посла США Джефри Пайетта о затягивании приватизации, депутаты, скрепя зубами, приняли документ.
«Я считаю, что это - ненормально, что мы подключаем посла чужой страны для решения наших внутренних небольших проблем», - сетовал глава Фонда госимущества Игорь Билоус.
Министры неоднократно заявляли о торможении процесса приватизации депутатами, которые противятся продаже госимущества в личных интересах. Так, подавший в отставку из-за конфликта с отдельными парламентариями глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус сравнил противников приватизации с Бабой Ягой, которая всегда против.
«Или мы все участвуем в каком-то сговоре по хищению государственных средств в особо крупных размерах, или мы все-таки что-то делаем», - резюмировал он.
Его коллега из Министерства инфраструктуры Андрей Пивоварский, который также из-за недовольства работой Верховной Рады ушел в отпуск, из которого не намерен возвращаться в Кабмин, в интервью одному из СМИ прямо заявил о наличии коррупционных схем, работающих против приватизации госпредприятий.
«Нельзя продолжать так делать, что кто-то доит предприятия, а потом за счет этих денег борется с Кабмином за то, чтобы не проводить приватизацию», - сказал он.
Пчелы против меда
Затягивание приватизации в парламенте является следствием коррупции на госпредприятиях. Так считает один из сторонников распродажи госактивов в аграрном секторе, советник министра аграрной политики и продовольствия Алексей Зубрицкий.
«Основной тормоз приватизации - коррупционное лобби. Потоки на госпредприятиях – последнее, что осталось разворовывать чиновникам и приближенным коммерсантам», - отметил он.
Кстати, именно коррупцией объясняются убытки на отечественных госпредприятиях. И чем дольше продажа компаний будет откладываться, тем больше будет усугубляться ситуация. В Фонде неоднократно отмечали, что нужно приватизировать предприятия как можно скорее, так как затем вообще продавать будет нечего – даже металлолома не останется.
И правда, будет очень интересно узнать, что после прихода нового менеджмента приватизированная компания начала получать прибыль. Появится масса вопросов к прошлым управленцам, начнутся расследования. Вот и держатся они зубами за государственные предприятия, которые уже давно считают своими.
Но не только перечисленные факторы мешают приватизации. Отпугивает инвестора и военный конфликт на востоке страны. Даже незначительное обострение ситуации способно оттолкнуть любого желающего вкладывать в украинские активы.
Все надежды на этот год
Несмотря на негативный внешний политический и экономический фон, Фонд госимущества намерен в этом году все же дать старт долгожданной большой приватизации.
«У нас уже (времени - ред.) меньше года, даже меньше, чем полгода», - сказал в начале февраля глава Фонда госимущества относительно сроков запуска распродажи госактивов.
Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса надеется, что большая приватизация в этом году состоится. «Я надеюсь, что приватизация начнется. Но это зависит от решений политиков, а значит - непредсказуемо. МВФ этого будет требовать», - отметил он.
Не только Международный валютный фонд требует скорейшего проведения продажи госпредприятий, но и Европейский банк реконструкции и развития, вложивший в нашу экономику не одну сотню миллионов долларов.
«В 2016 году мы бы хотели видеть решительные шаги в сфере приватизации. Приватизация - это не курица, которая несет только золотые яйца, но она должна быть прозрачной в процессах, прозрачной касательно реализованных активов и касательно покупателей», - подчеркнул управляющий директор ЕБРР по Восточной Европе и Кавказу Фрэнсис Малиж.
В Украине от приватизации, кроме имиджевых бонусов, ожидают получить немалую сумму средств – 17,1 млрд грн. Глава НБУ Валерия Гонтарева спрогнозировала даже 1 млрд долл. поступлений от приватизации в этом году. А деньги эти помогут и гривну стабилизировать, и социальные выплаты повысить.
Советник министра агрополитики Зубрицкий пошел еще дальше. Он считает, что, с приватизируя госпредприятия, Украина сможет отказаться от внешних заимствований. «Если вспомнить об оценках активов госпредприятий только по балансовой стоимости в $30 млрд, - вот он способ не искать заимствований, а взять нерационально используемое и пустить в дело», - отметил Зубрицкий.
Что продаем
Точкой отсчета большой приватизации будет Одесский припортовый завод, Он должен стать второй «Криворожсталью», которая после успешной реприватизации была продана в 2005 году компании Mittal Steel Germany GmbH миллиардера Лакшми Миттала за 5 млрд долл.
О продаже 99,6% акций ОПЗ в Украине говорят не один год. Но, к сожалению, о самой подготовке предприятия к приватизации слышно меньше, чем о скандалах с закупкой газа им.
Для Билоуса продажа ОПЗ является делом чести. Он уверяет: план подготовки завода к продаже расписан чуть ли не по дням. Согласно ему, аукцион будет стартовать 30 июня, займет он 30-45 дней. То есть, если все пойдет по плану, молоток лицитатора может стукнуть уже в августе.
На данный момент идет процесс оценки пакета акций завода небольшой украинско-венгерской компанией, которая запросила 180 тыс. грн за свои услуги – сумма небольшая, учитывая масштабы ОПЗ. Привлечь к такому важному процессу компании из «большой четверки» Фонд не смог, так как закон не разрешает тратить более 200 тыс. грн на оценку.
Следующими после Одесского припортового завода в приватизационной очереди будут контрольные пакеты облэнерго. Их продажа может состояться летом или осенью, что является довольно рисковым из-за начала отопительного периода. Информации о потенциальных покупателях пока нет, но Фонд намерен в июне провести энергетическую конференцию, где и попробует найти инвесторов.
Приватизация госпакета акций лакомого куска энергетики - «Центрэнерго» намечена на 4 квартал этого года. Но Фонд только несколько недель назад получил от Минэнергоугля пакет акций предприятия. При чем передача акций чудесным образом совпала с объявлением о назначении Владимира Державина, бывшего помощника Игоря Кононенко (Кононенко – влиятельный политик пропрезидентской партии, бизнес-соратник президента – УНИАН), на должность заместителя главы Фонда госимущества по вопросам корпоративного управления госкомпаниями. Время покажет, приложит ли чиновник руку к «управлению» энергокомпанией до ее продажи. Пока рабочая папка по приватизации «Центрэнерго» пуста, но в Фонде уже анонсировали массовую смену руководства энергокомпании на очередных сборах акционеров до конца апреля.
Кроме того, негативно на процесс подготовки к приватизации «Центрэнерго» повлияет решение Кабинета министров направить все материалы в правоохранительные органы относительно злоупотреблений руководством энергокомпании. Данные нарушения были выявлены в ходе проверок Государственной финансовой инспекцией.
Всего в этом году планируется выставить на аукционы 450 объектов, среди которых - 20 больших предприятий, 50 средних и 380 объектов малой приватизации. И это в Минэкономразвития считают недостаточным. В ведомстве хотят разрешить приватизировать еще около 850 компаний в этом году, уже подготовлен соответствующий законопроект. А значит, в скором времени работы у Фонда может добавиться, как и заявлений разного рода популистов.
Виталий Чуйко (УНИАН)
Категория: Экономика