Мединский: государство ничего не запрещает, но не все оплачивает


Опубликованно 17.06.2015 12:35

Мединский: государство ничего не запрещает, но не все оплачивает

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Российский министр культуры Владимир Мединский написал статью о роли государства в культуре на примере театральной сферы, с экспериментами в которой в последнее время был связан ряд крупных скандалов.

По его словам, госорганы здесь обязаны представлять интересы большинства россиян, которые не признают политической цензуры, но поддерживают контроль над художественными произведениями на основе традиционных ценностей — хотя речь речь тут не идет о "тупом верноподданничестве". При этом "без новаторства не бывает искусства" и Россия — один из мировых лидеров по инвестициям в современное творчество, написал министр.

Мединский также напомнил, что культура — один из национальных приоритетов и вопрос государственной безопасности, а бюджетные траты здесь выступают как инвестиции в "производство" гражданина. "Перефразируя известную аксиому, скажу: если государство не кормит и не создает свою культуру, ее будет кормить и создавать кто-то другой. И тогда в конечном итоге всё равно придется кормить чужую армию", — написал министр в "Известиях".

Он напомнил мнение директора первого русского публичного театра Александра Сумарокова (1717-1777) о том, что государство призвано поддерживать "высокое" искусство, а сами деятели искусства должны не самовыражаться, а "воспитывать вкусы" в народе, при этом художник, власть и общество должны действовать заодно, руководствуясь общими ценностями. "Основы государственной культурной политики в XXI веке — всё о том же", — считает министр.

"Культурная политика не может описываться только в терминах экономики или только в терминах "свободы или цензуры". И уж ни в коем случае — в терминах "оказания и потребления услуг"… Логикой, "кто девушку ужинает…" здесь ограничиваться было бы ошибочно", — добавил Мединский.

Культура относится в России к совместной компетенции федеральных и региональных властей. Центральные власти прежде всего устанавливают основы федеральной политики культурного развития. Федеральные полномочия реализует Министерство культуры России. Каждый регион имеет собственное минкультуры, не подчиненное федеральному.

Требования к содержанию…

"Должно ли государство тратиться на культуру? Да, обязано. Потому что это не благотворительность, а инвестиции в важнейшую отрасль, в которой "производится" главная ценность страны — гражданин", — написал Мединский.

"Ведь культура — это духовное и материальное выражение того, что мы сами думаем о себе, о своей стране и своих ценностях, о современности и исторических традициях, а также о будущем. В этом качестве она действительно имеет стратегическое значение для развития страны… Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты", — считает министр.

"В этом пространстве государство представляет интересы избирателя, налогоплательщика, "потребителя культурной продукции" — то есть народа России. Следовательно, требования к содержанию творческого продукта — это не право государства, а его обязанность, делегированная обществом", — полагает Мединский.

По его словам, именно общество задает приверженность безусловным и естественным ценностям — и "подавляющее нормальное большинство очень расстраивается, когда сталкивается с публичным неуважением к тому, что для него важно и даже священно". Согласно данным социологов, напомнил он, 82% россиян считают, что "государство должно контролировать содержание художественных произведений", но лишь 19% признают цензуру и только 3% признают право государства "следить за политической направленностью художественных произведений".

"Мы не можем и не будем тоталитарно игнорировать мнение большинства наших сограждан", — заявил Мединский, но уточнил, что приведенная статистика четко определяет, "как должны сочетаться свобода и ответственность всех участников культурной жизни: политическая цензура отделяется от ценностного содержания".

"Консервативное большинство гражданского общества возмущается тем, что государство безынициативно, ограничивается раздачей материальных благ и ничего не запрещает. Творческое же сообщество, напротив, при малейшем проявлении государственной воли не менее возмущенно указывает на "возвращение цензуры" и "долг государства" регулярно финансировать как плоды, так и сам процесс "свободы творчества", — оценивает министр текущую ситуацию.

По его мнению, это во многом наследие 1990-х и 2000 годов, когда "творческие элиты" требовали от государства тотального и безоговорочного финансирования без каких бы то ни было ответных обязательств — "но эти времена прошли".

…не означают диктата

"Я не собираюсь рисовать пасторальную картинку ни "пользы цензуры" (этой пользы нет и быть не может), ни трогательного единения чиновника и художника. Напротив, постоянная дискуссия художника и власти есть непременное свойство живого развития культуры", — полагает министр.

Однако "из этой дискуссии должны быть исключены элементы самодурства с обеих сторон". "Дискуссия власти и художника в СССР подменялась догматическим диктатом… В сегодняшней России чуть ли не "признаком хорошего тона" в творческой среде считается отрицание каких бы то ни было обязательств художника перед обществом", — написал Мединский.

"Вестись такая дискуссия должна строго в поле признания общих ценностей — общих и для художника, и для власти, и для общества… Мы должны поощрять и инициировать творческую деятельность в поле именно этих бесспорных и естественных ценностей. А в той части художественного творчества, которую государство прямо субсидирует, мы на этих ценностях настаиваем. То есть государство в творчестве ничего не запрещает. Но не всё оплачивает", — считает он.

Министр уточнил, что это ценность созидательного труда, развитие личности как залог общего процветания, служение Отечеству, единство и преемственность тысячелетней истории России и историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или Советского Союза, а также ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые православием и другими традиционными для России религиями — начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.

"Исповедование общих ценностей не имеет никакого отношения к тупому верноподданничеству", — оговорился министр.

"Культура во всем своем многообразии — это пространство созидательного сотрудничества государства, гражданского общества и деятелей искусства. Еще одна обязанность государства в этом симбиозе — обеспечивать сохранение, преемственность и приумножение нравственных ценностей российской цивилизации", — считает он.

Единственным залогом такого "созвучия" Мединский считает гражданственность самих деятелей культуры, "а это вопрос кадровой политики". В рамках проекта "Кадровый потенциал", который планируется запустить к концу года, Минкультуры намерено на основе математической модели подбирать управленцев для театров, музеев и музыкальных коллективов.

"Мы должны держать в поле зрения людей, которые гармонично сочетают творческие и деловые, руководящие навыки, умение не просто решать управленческие задачи, но и чувствовать ту среду, в которой это делается. А еще есть задачи государственной культурной политики — и понимание их, способность претворять их в жизнь тоже входят в круг требований", — добавил министр.

Свобода творчества

При этом министр напомнил, что "в авангарде культурного развития все-таки творческое меньшинство".

"Система здравоохранения в любой стране мира построена на стандартизации методов лечения, многократно апробированных и гарантированных наукой и государством. В исключительных случаях возникает необходимость применить что-то нестандартное как последний шанс — но вас об этом сто раз предупредят и предложат сделать осознанный выбор с пониманием всех возможных последствий. Для любителей же альтернативы существует нетрадиционная медицина. Негосударственная. То же самое и в искусстве", — написал Мединский.

"В то же время мы должны понимать, что в авангарде культурного развития все-таки творческое меньшинство. Мы должны понимать, что без новаторства не бывает искусства. Мы должны понимать, что многое из классики когда-то было экспериментом: да, классикой становится один эксперимент из десяти тысяч, но изводить "единого слова ради тысячи тонн словесной руды" — есть непреложный закон творчества", — продолжил он.

По его словам, государственная культурная политика предусматривает право не только на творческий эксперимент, но и его госфинансирование, и система таких грантов в России "в последние годы стремительно развивается". "Говоря по правде, столь масштабных инвестиций в развитие и поддержку современных творцов всех направлений в России не знали уже много десятилетий. Да и в мире таких примеров — на пальцах перечесть", — заявил Мединский.

"Экспериментов не чураются даже такие столпы отечественной культуры, как Александринка и Большой театр — у обоих для этого есть Новая сцена", — добавил министр.

Скандальные постановки

Мединский также прокомментировал ряд скандальных театральных постановок последнего времени.

"Именно гражданское общество возмутилось постановкой оперы "Тангейзер" в Новосибирском академическом (!) театре. И ошибка министерства не в том, что мы уволили директора, который не счел нужным вступить в диалог с общественностью. Ошибка в том, что мы с этим решением затянули. Вообще по-хорошему такая постановка должна была быть отвергнута директором еще на уровне идеи", — написал он о февральском скандале, который стал одним из самых громких.

Скандал продлился несколько месяцев. Прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания", однако затем суд  закрыл дела в связи с отсутствием состава преступления. Минкультуры России тогда заявило, что считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком. Был уволен директор театра Борис Мездрич, а на его место пришел худрук Михайловского Владимир Кехман, который убрал "Тангейзер" из репертуара.

"В новаторскую театральную технику "вербатим" (постановка на материале интервью с реальными людьми) модный современный режиссер упаковал настолько сектантские представления о стране и жителях Пскова, что оскорбился и взбунтовался актерский состав театра", — написал Мединский о громкой весенней истории со спектаклем "Банщик".

Нередко в центре скандала также оказывались спектакли художественного руководителя столичного "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова. Например, следователи в 2013 году проверяли его постановку в Московском художественном театре имени Чехова "Человек-подушка" по пьесе известного английского драматурга Мартина Макдонаха.

Это произошло после обращения членов коалиции "За нравственность". Они заявляли, что не хотят, "чтобы дети участвовали в тех спектаклях, где применяется насилие, нецензурная брань производится, где различные сцены, половые акты и так далее". В 2013 году столичная полиция проверяла также другой спектакль Серебренникова под названием "Отморозки".


Категория: Культура