"Браво" и "буу!" новой постановке "Электры" Штрауса в Венской опере
Опубликованно 30.03.2015 08:00
ВЕНА, 30 мар — РИА Новости, Андрей Золотов. Премьера новой постановки "Электры" Рихарда Штрауса на сцене Венской государственной оперы в воскресенье вечером сама стала драмой в музыкально-театральной жизни австрийской столицы. Публика восторженно приняла артистов, и прежде всего исполнительницу главной роли шведскую певицу Нину Штемме, признанную одной из самых выдающихся сопрано современности. И ее, и всех солистов встретили громом овации. Но когда на поклон вышла постановочная группа во главе с немецким режиссером Уве Эриком Лауфенбергом, зал ответил решительным хором возгласов неодобрения — "буу!".
Эта одноактная опера Штрауса и австрийского драматурга Гуго фон Гофмансталя, которые переработали в духе психоанализа античный сюжет о дочери микенского царя Агамемнона, одержимой местью своей матери и ее любовнику за убийство отца, была написана в 1909 году и стала знаковым произведением эпохи модерна. Лауфенберг и сценограф Рольф Глиттенберг поместили действие оперы в период ее написания — начало XX века — и обозначили место действия как подвал венского дворца около 1910 года.
Об этом призваны свидетельствовать патерностер — характерный для той эпохи лифт без дверей, являющийся центром сценической композиции, — и гора угля в левой части сцены. Однако мрачное подземелье может восприниматься и как тюрьма, и как психиатрическая больница — на это указывают служанки в виде надзирательниц с дубинками, избивающие моющихся в душе обнаженных женщин в начале спектакля. Иначе говоря, это мрачное, наполненное насилием подземелье с вертикальным измерением, которое дает лифт.
Лишенной женского начала своей фиксацией на гибели отца Электре в черном брючном костюме мужского покроя противопоставлена ее сестра, женственная и покладистая Хрисофемида (Рикарда Мербет) в белом девичьем платье. Мучимая кошмарами их мать царица Клитемнестра (шведская меццо-сопрано Анна Ларссон) сверкает камнями и блестками на облачении в стиле модерн, а брат Электры Орест (Фальк Штрукман) появляется в излюбленном современными оперными постановщиками кожаном пальто. Когда в финале оперы, радуясь осуществленной мести — убийству Клитемнестры и ее любовника Эгисфа, Электра, по сюжету оперы, пускается в танец прежде чем умереть самой, этот танец вместе с ней исполняют пары в современных костюмах, выводя действие за пределы какого бы то ни было периода.
Главное достоинство спектакля — его музыкальность. Нигде действие не противоречит богатой и вдохновенной партитуре Штрауса, которая держит зрителя в непрестанном напряжении с первого аккорда и до последнего. Движения артистов носят порой танцевальный характер, пластически дублируя экспрессию оркестра или голоса.
Категория: Культура