Дмитрий Разумков: Правоохранители должны дать четкие ответы о пленках Порошенко-Байдена


Опубликованно 03.07.2020 12:30

Дмитрий Разумков: Правоохранители должны дать четкие ответы о пленках Порошенко-Байдена

- Сегодня ВР начала работать в нормальном пленарном режиме (интервью вышло 19 мая, -ред.). Чувствуете ли возвращение к нормальной, докарантинной жизни?

- К сожалению, пока нет, так же, как и вся страна, мы еще не вышли из карантина. С одной стороны, ВР на карантин и не шла - мы продолжали работать (20 мая ВР ушла на карантин в связи с выявлением коронавируса у нардепа от "Батькивщины" Олега Мейдича, - ред.) Мы меньше проводили пленарных заседаний, но каждую неделю было одно, а то и два-три. Больше работы было в комитетах, нарабатывали важные законопроекты, связанные с борьбой с коронавирусом. Здесь я не устаю повторять слова благодарности аппарату, народным депутатам Украины, которые достаточно эффективно делали свою работу. Отложили политику, особенно на первой стадии, когда все поняли те вызовы, которые несет за собой коронавирус, и трудились качественно. Дай Бог, чтобы всегда работала так ВР.

- Где эта здоровая политическая жизнь? Когда она наступит? Сегодня на пресс-конференции мы увидели очередной скандал с "пленками Деркача". Там фигурировала и ваша фамилия, и требования к вам по созданию ВСК. Как вы воспринимаете этот прецедент сегодняшний и упоминание о вас?

- К сожалению, у меня не было возможности посмотреть весь эфир. А та информация, которая есть - она впечатляет. И сама информация и то, из каких кабинетов, возможно, она появилась. А что касается информации обо мне, то, к счастью или к сожалению, законодательных инициатив от народных депутатов Украины более чем достаточно в ВР. Проработать все невозможно, но я думаю, что мне как председателю ВР будет неправильно ко всем коллегам реагировать исключительно на такие требования отдельных народных депутатов. Когда мы будем видеть, что есть поддержка и есть возможность рассмотреть инициативы народных депутатов Украины, обязательно это сделаем в рамках регламента и действующего законодательства.

- Если будет больше желающих народных депутатов?

- Для этого не обязательно больше или меньше народных депутатов. Это вносится депутатскими фракциями, группами, комитетами, инициативы. Так же и депутаты имеют право депутатской инициативы - оно закреплено Конституцией. Однако перед законами, Конституцией, так же, как и перед регламентом ВР, все народные депутаты равны - и те, кто присутствовал на пресс-конференции, и те, кого там не было.

- Некоторые вошли в роль и почувствовали себя инициаторами по игорному бизнесу, и здесь решили ставить и в геополитике: или на черное, или на красное, или на Трампа, или на Байдена. Здесь можно очень сильно ошибиться. Главное - не пойти ва-банк и не проиграть все. Есть ли у нас шанс не проиграть все?

- Я не совсем согласен с формулировкой "есть шанс". Когда мы говорим о шансе, то мы должны сесть, ничего не делать и ждать - придет этот шанс или не придет. Для того чтобы он появился и чтобы не только шанс, а и возможности перед государством, перед политиками, а в первую очередь перед украинским народом - мы должны работать, каждый на своем месте. Каждый должен делать свое, и желательно, чтобы он делал качественно. У вас это точно получается.

- Хочется понять, должна ли отреагировать на всю эту эпопею с пленками правоохранительная система Украины?

- 100% должна отреагировать правоохранительная система, на мой взгляд. Должны отреагировать и специальные службы. Потому что, если это действительно соответствует действительности, то это делалось в больших кабинетах. Каким образом попала эта информация, откуда она взялась? Но это второстепенные вопросы. Главным вопросом для меня как для человека, как для гражданина является, соответствует ли она действительности. Если соответствует действительности, то последствия должны быть более, чем жесткими, так как много вопросов (больше чем ответов) по отношению к этим пленкам. Уже есть инициатива в парламенте о создании ВСК, связанной с оценкой и рассмотрением вопросов, которые поднялись во время этой пресс-конференции и были медийно заявлены. Пока она документально не оформлена, но мне кажется, что она будет иметь продолжение.

- Можно отреагировать брифингами - это мы умеем, а можно процессуальными действиями - это мы не очень умеем.

- Каждый должен заниматься своим. ВР 9-го созыва приняла закон о ВСК. Таким образом, она достаточно серьезно усилила этот парламентский инструмент. Однако он не должен подменять собой правоохранительные органы. Он должен помогать, быть механизмом контроля, механизмом того, чтобы никто ничего специально не спрятал или не потерял. И это довольно неплохо умеют делать народные депутаты, особенно если у них появились дополнительные возможности. А расследованием, и если будут подтверждены эти факты другими процессуальными действиями, должны заниматься соответствующие органы. Я надеюсь, что именно этим они будут заниматься в ближайшее время.

- Сегодня есть подобная тональность разговоров со стороны иностранных лидеров с украинским руководством? Хочется понимать, есть ли какой-то диктат: кого назначать, кого - нет, кого можно увольнять, кого - нет.

- Такой тональности, из того, что я смог услышать и увидеть, у меня лично при общении с послами, с представителями дипломатических миссий, с представителями других государств не было. Они вели себя корректно. Да, они отстаивают ту позицию, которую разделяют, однако это остается в рамках дипломатии, в рамках здравого смысла и понимания того, что Украина есть, остается и будет суверенным государством. У меня таких разговоров не было. И я надеюсь, что и ни у кого из чиновников топ-уровня таких разговоров не было. Все должны помнить, что мы чиновники именно Украины.

- То есть сейчас никаких манипуляций парламентом подобного толка невозможно себе представить?

- На сегодня такого в парламенте нет. Ни по отношению к монобольшинству или фракции на правах коалиции "Слуги народа", и мне кажется, что такого нет и по отношению к другим. Мне хотелось бы верить, что и атмосфера в ВР несколько изменилась по сравнению с прошлой. Я понимаю, что есть те, кто критиковал, критикует и будет критиковать - я к этому отношусь нормально. Мне жаль, что и критика редко соответствует действительности, но пусть это остается на совести тех, кто это делает. Однако, если вы пообщаетесь с большей частью депутатских фракций и групп, то вы увидите, что конструктива сегодня в парламенте достаточно много. Я на своей должности стараюсь его продвигать, помогать, делать все, что будет зависеть от меня, чтобы парламент оставался парламентом, и чтобы в парламенте люди слышали друг друга, а не делали вид.

- Очень много дискуссий в обществе возникает вокруг каких-то резонансных дел. Планируете ли вызвать на общение с народными депутатами генерального прокурора Украины Ирину Венедиктову, чтобы она отчиталась перед нардепами по резонансным делам?

- Заслушивание генерального прокурора может быть в несколько способов. В том числе и на общении или докладе на комитетах. Насколько мне известно, Ирина Валентиновна приглашалась на те или иные мероприятия. К сожалению, я не контролирую, приходит или не приходит, но, надеюсь, более или менее это происходит. Если мы говорим об отчете генпрокурора в стенах ВР, на пленарном заседании, то пока это не планируется. Я знаю, что есть инициативы отдельных народных депутатов, отдельных фракций по серьезной критике генпрокурора - это их право. А дальше будем смотреть. Если будет такая необходимость, я уверен, что мы пригласим, и генпрокурор придет и доложит по тем вопросам, которые будут подняты.

- ВР планирует все же поддерживать программу действий нынешнего правительства?

- Я не могу сказать, будет ли поддерживать вся ВР программу действий правительства. И какую программу действий правительства - это тоже вопрос. На сегодня есть проект, который был предложен Кабмином Украины, внесен в ВР и прошел часть комитетов. По состоянию на вчера это было 12 комитетов. К сожалению, принято решение вернуть этот документ на доработку. Справедливости ради надо сказать, что они вносили свою программу только, как пришли, - начался коронавирус, и стояло много других задач и вызовов, которые стояли перед премьер-министром Шмыгалем и перед другими членами правительства. Поэтому будем исходить из того, что, скорее всего, тот проект программы, предложенный, потребует дополнительной доработки, а после этого будет принимать соответствующее решение и ВР.

- Хочется услышать вашу позицию относительно действий Минздрава. Насколько адекватно и успешно они организовали эту борьбу с коронавирусом? Господин Степанов должен отчитаться перед парламентом?

- Он пока не будет отчитываться. Он будет отвечать на вопросы в "Часе вопросов правительству". Это немножко другое. Потому что по отчету нужно давать оценку. Но, если мы говорим об оценке деятельности медицинской сферы, то однозначно ответить на вопрос будет трудно. Если мы будем говорить о наших врачах, которые сегодня спасают жизни, то они делают больше, чем могут. Я думаю, что на 110% они работают. А если говорить о чиновниках, то я думаю, что показатель будет все же меньше. Однако давать реальную оценку тому, что, как поэтапно мы прошли и будем еще проходить, учитывая коронавирусный кризис, можно будет лишь впоследствии, спустя некоторое время, учитывая то, чем действительно завершится этот непростой промежуток жизни нашего государства. Сравнивая с результатами, которые у нас есть, и то, что мы наблюдали во многих странах Европы, США, то Украина выходит достаточно неплохо из этой ситуации. Еще раз хотелось бы поблагодарить врачей.

- Очень хочется понять вообще состояние украинской медицинской системы. Последнее время и президент, и министр Минздрава говорили, что с медицинской реформой что-то нужно делать, при этом ничего не говорят об отмене вообще этой реформы Ульяны Супрун. По вашему мнению, на уровне парламента нужны ли какие-то решения, связанные с медицинской реформой?

- Сегодня говорить о ее успешности точно язык не будет поворачиваться. Как у любого события есть и положительные вещи, но если спросить у людей, то я не думаю, что оценки будут очень позитивные. То, что будет зависеть от ВР для того, чтобы сделать медицину более качественной, для того, чтобы защитить наших врачей, для того, чтобы ввести те позитивные реформы, которые действительно изменят реформу медицины, в лучшем направлении, мы это обязательно будем делать. Однако это совокупный процесс, и без Кабмина, без профильного министерства это будет трудно сделать. Если мы говорим о некоторых результатах и последствиях так называемой реформы, то об этом много говорил и Михаил Борисович Радуцкий, и министры, что у нас даже статистики нет. В свое время ее отменили. И сравнивать уровень заболеваемости с прошлыми годами сегодня достаточно трудно. Это все вручную собирается. Вместо того, чтобы спасать людей.

- Президент говорил, что это похоже на диверсию. А один из теоретиков войны писал, что с диверсиями могут бороться только диверсанты – они все прекрасно понимают.

- Давайте все же пойдем другим путем.

- Понятно, что готовы работать, и специальная группа создана. И мы надеемся, что будет коммуникация на уровне парламента. Хочется спросить относительно министерств (ибо некоторые высшие министерские должности являются вакантными): когда будете кадровые вопросы закрывать?

- Здесь мне немного труднее ответить, потому что есть процедура: вносит представления премьер-министр по согласованию с коалицией, в этом случае с фракцией "Слуги народа". По состоянию на сегодняшний день представлений от премьер-министра в ВР относительно назначения министров на те вакантные должности, о которых вы упомянули, не поступало. Как только поступят, обязательно в оперативном режиме ВР готова будет их рассмотреть.

- А есть ли прогнозы, когда это может произойти?

- На этой неделе точно не состоится. Это не от нас зависит. Мы не можем внести кандидатуру того или иного министра, потому что это зона ответственности премьера. Здесь главное не ошибиться.

- Мы видели очень активные дискуссии по поводу законопроекта о двойном гражданстве. Его отложили. Можете объяснить свою позицию по поводу данного законопроекта?

- Было решено подвергнуть этот законопроект дополнительной дискуссии. На согласительном совете многие депутаты выступали с оговорками по данному законопроекту. Если мы говорим о сегодняшних реалиях, то есть нормы, закрепленные в Конституции, и если мы когда-то и пойдем этим путем, то это надо делать правильно. А правильный путь - это изменения в Конституцию. Я не уверен, что сегодня общество к этому готово на 100%. И для того, чтобы это объяснить, должна быть достаточно глубокая, широкая и информационная, в том числе, кампания, для того чтобы разрушить все мифы, которые есть, потому что их очень много сегодня вокруг этого процесса, и показать позитив, который есть.

- Одна из ключевых претензий к законопроекту, который вносился, – это то, что народные депутаты исключены из перечня лиц, которым запрещено иметь второй паспорт. Если принимать закон, то кому в Украине стоит разрешить иметь второе гражданство, а кому - нет?

- Я думаю, что ни народные депутаты, ни чиновники, ни те, кто строит государственную политику или внедряет реформы, не должны иметь два или более паспортов. Скажем так: мне одного моего паспорта более чем хватает.

- Второй не нужен?

- Точно не нужен.

- Если бы все были такими, как вы, господин Разумков.

- Я думаю, что многим хватает.

- К вашей спикерской работе претензий не возникает. Но почему-то вы появляетесь в разных соцопросах в качестве потенциального мэра Киева. Внесите ясность, что происходит.

- Я надеюсь, что отношение моих коллег и мое отношение к моей работе не будет меняться. Если говорить о мэрских амбициях, то у меня их нет. Меня более чем устраивает та работа, которую я делаю сегодня. Я надеюсь, что я буду делать ее качественно и эффективно выполнять свои функции. Сегодня достаточно кандидатов на мэрские выборы: и от представителей большинства, и от представителей оппозиционных сил. Я лучше буду в этом случае выступать как просто избиратель.

- А у вас есть фавориты?

- Пусть выдвинутся, а потом посмотрим. Как у любого человека, у меня тоже будут люди, за которых я буду готов проголосовать.

- А вы можете нам приоткрыть тайну относительно внутрипартийной дискуссии, кто же от "Слуги народа" претендует на должность.

- Я думаю, что вы хорошо читаете Телеграмм-каналы, и не только их: многие представители парламента претендуют на то, чтобы выдвигаться в качестве кандидатов в мэры Киева. Но до выборов еще есть время, для того чтобы они набрали политический вес, для того чтобы их лучше узнали люди и поняли, готовы они за них голосовать или нет. И уже после этого решали, кто должен двигаться.

- Идут слухи, что якобы Дмитрий Разумков чуть ли не собирается создавать собственную депутатскую группу. Что вы скажете, планируется ли создание подобной депутатской группы?

- Я думаю, что пока рано говорить о каких-то группах. Надо вывести из коронавируса и начать нормально работать. Тут не до групп – тут до работы. Я буду надеяться, что я буду усиливать эту работу, занимаясь там, где я ее делаю – председателем ВР.

- Господин Резников призывает депутатов разных фракций приобщаться к работе. Увидим ли мы усиление, новые импульсы и толчок в минском процессе, в парламентском измерении?

- Сегодня есть представители парламента в ТКГ. Если мы говорим об официальном обращении к парламенту делегировать тех или иных представителей, то таких предложений от ОП пока не поступало. Если мы говорим о делегировании представителей депутатских фракций и групп, о котором говорил Алексей Резников, то каждая фракция будет самостоятельно определяться исходя из своей гражданской, политической позиции. На сегодня таких обращений в ВР не поступало.

- А ваше мнение: стоит ли парламенту вообще участвовать в этом переговорном процессе?

- Сегодня фактически государство участвует в этом процессе. В любом процессе надо участвовать, если это позволит вернуть временно оккупированные территории Крыма и закончить войну и вернуть временно оккупированные территории Донбасса.

- Завтра год, как президентом стал Владимир Зеленский. Он обещал, что первым законопроектом, который он внесет в ВР, будет законопроект о референдумах. Первым он не стал, но сейчас разрабатывают. Господин Стефанчук говорит, что вскоре законопроект о референдумах будет вынесен на голосование в сессионный зал.

- Текст этого законопроекта уже действительно есть. Он был направлен в различные международные организации. Сейчас он направлен в Венецианскую комиссию. Надеюсь, что вскоре он вернется с предложениями или замечаниями. Также он направлен в Швейцарскую Конфедерацию, потому что это фактически образец общенациональных и местных референдумов и хороший пример народовластия. После этого этот законопроект будет внесен в ВР. Насколько я понимаю, это будет инициатива именно президента страны.

- А временные сроки можно очертить?

- Главным вопросом остается возвращение проекта от Венецианской комиссии. Надеюсь, что до каникул мы сможем его начать рассматривать.

- Когда, по вашему мнению, в Украине может произойти первый референдум по этому законопроекту?

- Здесь вопрос не в "когда", а вопрос, что на него будет вынесено. Я думаю, что это более важный вопрос.

- А какие вопросы вы бы выносили?

- Вопросов, по которым надо было бы поделиться мнением и понять позицию украинского народа, более чем достаточно. Поэтому я бы использовал этот механизм.

- Радует, когда мы прислушиваемся к рекомендациям Венецианской комиссии, потому что мы тоже можем выборочно прислушиваться. Эти рекомендации имеют не императивный характер, поэтому можем прислушиваться, а можем и нет. Как это было с законом об образовании, например. А вот когда нам возвращают законопроекты с визами МВФ, которых не устраивает финальный вариант, то это не радует совсем.

- Это какие? Я не видел законов, которые бы возвращались к нам с визами МВФ.

- Мы говорим о земельном законе. Вы же помните реакцию МВФ.

- Реакция может быть, но виз там точно нет.

- Виз точно никто не ставил непосредственно на документе, но замечания были такими, которые трудно воспринять субъектному государству. О дальнейшем сотрудничестве с МВФ позиции у фракций разные. В монобольшинстве они диаметрально противоположны. Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества и этот банковский закон?

- Сегодня были отклонены постановления, которые фактически не позволяли направить этот банковский закон президенту Украины. В ближайшее время этот закон будет направлен на подпись президенту и дальше будет решение президента. Что касается ВР, то я думаю, что она будет оставаться именно ВР Украины и будет работать на интересы украинского общества.

- Когда обсуждали принятие банковского законопроекта, принимали изменения в регламент. Были разговоры, что они временные и что ВР позже примет законопроект, который зафиксирует те временные рамки. Когда это планируется?

- Действительно, это был закон 1043, фактически один из первых законов, которые рассматривали в ВР, и он между первым и вторым чтением оставался на рассмотрении в комитете. Мы исходили из тех возможностей, которые были в то время. Он был принят и была публичная договоренность о том, что сразу после того, как он вступит в силу (потому что мы не могли внести изменения в него), будет зарегистрирован законопроект, который несколько изменяет суть законопроекта: увеличивается количество правок, применяется более правильный, ограниченный механизм подачи поправок и предложений от народных депутатов Украины и он будет носить временный характер. Именно такой законопроект внесен в ВР. К сожалению, это решение принимаю не лично я, а это решение будет принимать ВР, и на этой неделе он будет рассмотрен в первом чтении.

- Дмитрий, мы очень благодарны вам, что несмотря на очень напряженный график вы нашли возможность прийти в нашу студию.



Категория: Афиша*