Как украинская наука дорости до мирового уровня — Совет нобелевского лауреата

Опубликованно 22.09.2017 00:20

Как украинская наука дорости до мирового уровня — Совет нобелевского лауреата

Леонид, расскажите, как вы пришли в науку?

Все началось с того, что мой отец написал много научно-популярной литературы, среди которых был журнал физика и математика для студентов "Квант". В мои школьные годы я активно участвовал в олимпиадах, особенно если это была Олимпиада по физике. Уже к 8 классу я понял, что я хотел стать физиком и заниматься научной работой. Можно сказать, что в подростковом возрасте я влюбилась в науке. После окончания школы он поступил на факультет физики в Московский государственный университет.

Как дальше развивать свою карьеру?

Аспирантуру я не закончил, потому что я решила продолжить учебу в Амстердам. В Голландии я встретился с Константином Новоселовым, который пригласил меня на собеседование в Манчестерский Университет, Университет Ланкастера, где его друг Андрей Гейм собрал команду для расследования нового супер-материала графена. Игра дала мне 7 дневную работу, но я делал это в течение нескольких часов. Так я получил работу и возможность работать в новом материале.

И что произошло дальше?

Мне дали несколько образцов графена и после серии экспериментов было показано, что он может работать как транзистор. Greenovia транзисторов был очень тонкий и работал при комнатной температуре, это очень важно для новой электроники. Коллеги были удивлены результатом, и я стал членом команды. Потом пришла моя первая статья на графеновых транзисторов, которые мы публиковали в науке. Это был 2005 год. И в 2010 году наша исследовательская группа из Университета Ланкастера, который возглавляет Андрей Гейм получили Нобелевскую премию по физике.

Кроме того, наши исследования не закончились. С 2013 года я и мои аспиранты, изучающие поведение электронов в графене.

Что представляет собой графен?

Графен стал первым в истории двумерный материал, состоящий из одного слоя атомов углерода, Соединенных в структуру химических связей. Материал тоньше человеческого волоса в 100 тысяч раз, что делает его самым тонким материалом в мире. Также он в 200 раз прочнее стали и лучшей из всех известных материалов проводить ток и тепло. Но к этому списку я должен добавить, что это прозрачные, гибкие и химически инертного материала. Сочетание этих свойств делает графен материал будущего.

Полупрозрачный LED-дисплей на основе графена

Где он применяется сегодня?

Потенциально возможно использование графена в электронике. В будущем на его базе можно создавать сенсорные экраны, солнечные элементы для солнечных батарей, гибких электронных устройств. После нашего открытого интереса в графене начали появляться другие ученые, это прямая альтернатива кремния. И для этой революции в микроэлектронике.

Хотя графен не очень активно используется в коммерческих целях, а все из-за "молодой" возраст материала — ему было всего 12 лет. Но есть производители смартфонов, которые используют графен для сенсорных экранов.

Где вы получить финансирование для своих исследований?

Вопрос финансирования является довольно сложным и в европейских странах. Фундаментальные исследования практически полностью поддерживается Европейским Союзом. Я бы сказал, что они заплатили 80% всего обучения. Мы также использовали гранты. Бизнес также инвестирует в науку. На исследования графена, Samsung выделил 250 миллионов долларов это произошло, прежде чем мы получили Нобелевскую премию. Крупные компании, такие как IBM и Intel, также заинтересованы в нашем материале. Замечу, что корпорации начинают проявлять интерес к научным исследованиям, если их конкуренты на шаг впереди.

Чего не хватает украинской науки на мировой уровень?

Для развития науки в стране является важным, не только деньги. Для начала, все политики, бизнесмены и общество должно понять, почему это страна. Я думаю, что Украина повысила уровень интереса к науке, просто копировать Европейский опыт. С технической точки зрения, это трудно, но понять ценности, нормы, институты, которые сейчас есть. Я уверен, что украинская наука может стать частью Европейского исследовательского мире и украинские ученые достаточно быстро, чтобы догнать потеряли за последние 30 лет позиций.

Категория: Экономика